Компьютерная графика: Методические указания к самостоятельной работе студентов на практических занятиях по информатике, страница 3

при масштабировании и других трансформациях не возникает потеря качества (рис. 4, б). Для того чтобы увеличить фигуру в два раза, достаточно умножить координаты каждой точки на два. Нет никакой привязки к пикселям, поэтому векторное изображение не зависит от разрешения;

изображения, представленные в векторном виде, занимают намного меньший объем памяти, чем растровые, потому что нет необходимости сохранять информацию о каждом пикселе изображения, для построения изображения нужны только формы и характеристики графических объектов;

содержатся описание внешнего вида объектов и взаимосвязи между ними, что значительно упрощает процесс редактирования изображения и позволяет автоматизировать процесс изменения объектов. В частности, автоматизация используется в анимации: задав начальное и конечное изображение (правильно указав связи между объектами), можно запрограммировать компьютер так, чтобы он сам вычислил все промежуточные кадры.

Недостатки векторной графики:

прежде чем вывести векторное изображение на экран монитора или принтер, необходимо выполнить процесс растеризации. В настоящее время алгоритмы растеризации хорошо проработаны и широко используются во многих приложениях, однако для вывода векторной графики могут потребоваться дополнительные затраты процессорного времени;

сложно автоматизируется ввод векторной графической информации в компьютер. Зачастую изображение сначала вводится в растровом виде, а затем преобразуется в векторный вид при участии человека;

векторная графика не годится для хранения изображений фотореалистичного качества, так как они могут содержать множество мелких деталей, смазанных или расплывчатых границ и т. д., а хранение таких аспектов изображения в векторном виде крайне затруднительно. Например, фотография облаков на фоне синевы неба имеет очень много полутонов и нечетких границ, поэтому создать подобное изображение в векторном виде крайне сложно;

разработано большое количество форматов и стандартов векторной графики. Каждый разработчик имеет собственное мнение о том, какие возмож­ности должны быть у формата или стандарта. Таким образом, разные форматы могут иметь индивидуальные возможности и разнообразные формы представления информации. По этой причине полноценный перевод из одного формата векторной графики в другой зачастую невозможен: в процессе перевода неизбежны потери части информации.

2. СОЗДАНИЕ,  ХРАНЕНИЕ,  ОБРАБОТКА  И  ВЫВОД
ГРАФИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ

2.1. Способы создания изображений

Создать цветное изображение можно различными способами, самый распространенный – рисование «от руки». Художник мышью или дигитайзером рисует изображение, используя возможности графического редактора.

Частным случаем рисования «от руки» является так называемый пиксель-арт (pixel-art) – метод рисования изображения «пиксель за пикселем». Изображение максимально приближается, чтобы можно было легко выбрать пиксель, который следует раскрасить. Пиксель-арт применяется для создания небольших изображений: значков Windows, пиктограмм для веб-сайтов, прикладных и игровых программ, небольших логотипов (см. рис. 1).

2.2. Характеристики изображений, связанные с их размером

Каждое изображение имеет печатный (физический) размер – размер, который изображение занимает на бумаге после распечатки его на принтере. Измеряется печатный размер в единицах длины: сантиметрах, миллиметрах и
дюймах.

Важно знать физический размер изображения, если оно должно быть напечатано.

Любое растровое изображение имеет размер в пикселях, показывающий количество пикселей по высоте и ширине. Размер изображения в пикселях важен, когда оно должно быть отображено на экране монитора. По этой причине размер в пикселях иногда называют экранным размером.

От размера в пикселях зависит, какое пространство будет занимать изображение на мониторе. Например, если монитор отображает 800 пикселей по ширине и 600 – по высоте, то изображение размером 800 × 600 пикселей заполнит весь экран, а изображение размером 400 × 300 – только четверть экрана.

Итак, изображение может иметь два размера: в пикселях и единицах длины. Соотношение между ними показывает размер отдельного пикселя, а следовательно, и степень детализации. Это соотношение называется разрешением изображения.

Разрешение изображения – количество пикселей, отображаемых на единицу длины изображения.

Обычно разрешение измеряется в пикселях на дюйм (ppi – pixel per inch, иногда dpi – dots per inch). Чем выше разрешение изображения, тем больше пикселей приходится на каждый дюйм, а значит, и выше степень детализации изображения. С повышением разрешения значительно возрастает количество пикселей и изображение занимает больше памяти.

Например, изображение размером дюйм на дюйм с разрешением 72 ppi содержит 5 184 пикселя (72 × 72). Изображение того же размера с разрешением 300 ppi содержит 90 000 пикселей.

Для отображения рисунка на экране монитора достаточно разрешения 72 ppi, для распечатки на принтере – 150 – 200 ppi.

Для хранения каждого пикселя растрового изображения необходимо количество битов, равное глубине цвета. Общий объем памяти, который требуется для хранения всех пикселей, называется информационным объемом изоб­ражения.

Информационный объем изображения – объем памяти, требуемый для хранения информации обо всех пикселях растрового изображения. Информационный объем измеряется в единицах измерения информации: битах, байтах, килобайтах, мегабайтах. Для того чтобы найти информационный объем изоб­ражения в битах, необходимо количество пикселей умножить на глубину
цвета. Количество пикселей определяется из размера в пикселях: нужно размер по ширине умножить на размер по высоте. Чем больше пикселей разных цветов содержит изображение, тем больше деталей оно может содержать и больше места будет занимать на диске.

Изображения хранятся на диске в файлах. Важно понимать, что размер файла не равен информационному объему изображения. Дело в том, что кроме информации о цвете пикселей в файл могут быть записаны различные параметры изображения, в том числе физический и экранный размеры, имя автора,
название программы, с помощью которой сделано изображение, и т. д., поэтому размер файла может быть больше, чем информационный объем изображения.
С другой стороны, многие форматы файлов используют алгоритмы сжатия графической информации, что позволяет хранить данные более компактно, поэтому размер файла может быть и меньше информационного объема.