И. Л. САЛЯ, А. Н. КРЫГИН
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
ОМСК 2007
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный университет путей сообщения
И. Л. Саля, А. Н. Крыгин
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве методических указаний к самостоятельной работе студентов
на практических занятиях по информатике
Омск 2007
УДК 681.3.06(07)
ББК 32.973.2-018:30.118я7
С16
Компьютерная графика:Методические указания к самостоятельной
работе студентов на практических занятиях по информатике / И. Л. Саля,
А. Н. Крыгин; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007. 32 с.
В методических указаниях содержатся теоретические сведения о компьютерной графике, дана информация о представлении графической информации в цифровом виде, описаны варианты создания графических данных и характеристики изображений, охарактеризованы основные форматы файлов, используемые для хранения графической информации, и методы ее сжатия.
Для самостоятельной работы студентов приведены задания по выполнению основных операций с растровыми и векторными изображениями.
Методические указания предназначены для студентов первого курса всех специальностей очной и заочной форм обучения, а также могут быть использованы в качестве самоучителя для любых категорий пользователей.
Библиогр.: 5 назв. Табл. 3. Рис. 9.
Рецензенты: канд. техн. наук, доцент О. П. Шафеева;
канд. техн. наук, доцент В. Я. Шевченко.
________________________
© Омский гос. университет
путей сообщения, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................... 5
1. Способы представления графической информации............... 7
1.1. Растровая графика.............................................................. 7
1.2. Векторная графика............................................................. 8
1.3. Сравнение растровой и векторной графики.................... 9
2. Создание, хранение, обработка и вывод графической информации...................................................................................................... 11
2.1. Способы создания изображений...................................................................................................... 11
2.2. Характеристики изображений, связанные с их размером...................................................................................................... 12
2.3. Сжатие графической информации...................................................................................................... 15
2.3.1. Сжатие без потерь...................................................................................................... 15
2.3.2. Сжатие с потерями...................................................................................................... 18
2.4. Форматы графических файлов...................................................................................................... 19
3. Задания для самостоятельной работы...................................................................................................... 22
3.1. Работа с растровыми изображениями в Microsoft Paint...................................................................................................... 22
3.1.1. Описание основных функций программы...................................................................................................... 22
3.1.2. Задание...................................................................................................... 25
3.2. Создание и редактирование изображений в Microsoft Word...................................................................................................... 26
3.2.1. Описание основных графических функций программы...................................................................................................... 26
3.2.2. Задание...................................................................................................... 28
Библиографический список...................................................................................................... 31
Представление данных на мониторе компьютера в
графическом виде впервые было реализовано в середине 50-х годов прошлого
столетия на больших электронных вычислительных машинах (ЭВМ), применявшихся в
научных и военных исследованиях. С тех пор графический способ отображения
данных стал неотъемлемой принадлежностью подавляющего числа компьютерных
систем.
Компьютерной графикой называется область науки, которая занимается вводом, обработкой, хранением и выводом графической информации с использованием ЭВМ. Графической информацией является любое изображение, созданное или разработанное с помощью компьютера. Изображения бывают рисованными или фотореалистичными, плоскими или трехмерными, статичными или анимированными.
Рисованное изображение – компьютерное изображение, созданное художником с помощью мыши или другого устройства ввода. Распространена такая техника рисования, когда художник сначала делает набросок на бумаге, сканирует его, а затем уже доводит до конечного результата на компьютере.
Фотореалистичное изображение – изображение, отличающееся богатой палитрой цветов и количеством мелких деталей. Фотореалистичными изображениями считаются цифровые фотографии и изображения, созданные художником или дизайнером с использованием специальных программ.
Плоское изображение – изображение, построенное на плоскости.
Трехмерное изображение – изображение, построенное в виртуальном трехмерном пространстве. На самом деле любое компьютерное изображение является плоским, так как оно выводится на экран монитора.
Статичное изображение – неподвижное изображение.
Анимация – последовательность кадров, которые, сменяя друг друга, создают эффект движения.
Компьютерная графика используется в следующих областях:
издательском деле для производства рекламных плакатов, визиток, иллюстраций в книгах и журналах (Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, PageMaker, Corel Draw, Corel PhotoPaint);
системах автоматического проектирования (AutoCAD, ArchiCAD, PCAD, Electronic Work Bench, Visio) для создания и редактирования чертежей;
кино- и шоу-бизнесе для производства теле- и видеофильмов, телепередач, мультфильмов (3d Studio Max, Maya, Macromedia Flash);
компьютерных играх и обучающих системах, например в симуляторах полетов (Visual C++, Borland Delphi и т. п. с использованием библиотеки DirectX или OpenGL);
моделировании физических, химических и других процессов для наглядного представления результатов моделирования (MatLab, MathCAD);
сети Интернет для размещения иллюстраций, кнопок, баннеров и анимации на веб-сайтах (Microsoft FrontPage).
Отдельным предметом изучения считается трехмерная графика, содержащая приемы построения объемных моделей объектов в виртуальном пространстве. Для создания трехмерной модели используются элементарные геометрические объекты (прямоугольник, куб, шар, конус и пр.) и сглаженные, так называемые сплайновые поверхности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.