Кроме указанных видов компьютерной графики существует фрактальная графика, она основана на математических вычислениях, в которых базовым элементом является математическая формула, т.е. никакие объекты (точки, линии и т. п.) в памяти компьютера не хранятся, а изображение строится исключительно по уравнениям. Таким способом формируют изображения простейших регулярных структур и сложных иллюстраций, имитирующих природные ландшафты и трехмерные объекты (деревья, траву, скалы, волны и т. п.).
Редактирование графики на компьютере требует множества математических вычислений и обработки больших объемов информации, поэтому для работы с ней необходим мощный компьютер. Для создания спецэффектов в кинофильмах используется высокопроизводительная графическая рабочая станция, полнометражного компьютерного мультфильма – суперкомпьютер. Особой популярностью в кинобизнесе пользуются графические рабочие станции и суперкомпьютеры фирмы Silicon Graphics Inc.
Компьютерная графика является одной из наиболее быстро развивающихся областей информатики и выступает «локомотивом», тянущим за собой всю компьютерную индустрию.
1. СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Растровая графика
Растровое изображение состоит из множества точек, у каждой из которых могут быть свои цвет и яркость. Точки расположены как в таблице: по строкам и столбцам. Из точек, как в мозаике, получается изображение (рис. 1). Благодаря незначительному размеру точек они не видны или малозаметны, поэтому создается впечатление однородной картины.
Пиксель (сокращение английского словосочетания pictureelement, т. е. элемент картины) – минимальный элемент, из которого состоит растровое изображение.
Растр – совокупность точек, выстроенных в четко заданном порядке. Обычно используется прямоугольный растр, т. е. точки выстраиваются в виде таблицы.
Для хранения растрового изображения в памяти компьютера необходимо хранить информацию о цвете каждого пикселя.
Растровый способ представления изображений используется для хранения фотографий и видеофрагментов.
Редактирование растровой
графики заключается в изменении цветов пикселей, это удобно в том случае, когда
необходимо изменить мелкие детали
изображения или применить какой-либо визуальный эффект (например, эффект размытого
изображения). Однако изображение, представленное в растровом виде, не хранит
информацию о форме объектов. Форма получается в сознании человека за счет
разницы цветов соседних пикселей, поэтому редактировать форму объектов,
представленных растровым способом, достаточно сложно.
1.2. Векторная графика
Другим видом представления
графической информации является векторная графика. Если в растровой графике
базовым элементом изображения является точка, то в векторной – линия.
Элементами векторной графики являются геометрические фигуры, которые хранятся в
памяти компьютера в виде математических формул и числовых параметров. Например,
отрезок задается координатами двух точек, а окружность – координатами центра и
радиусом. Из
простых фигур (примитивов) (рис. 2) складываются
более сложные. Каждую фигуру можно выполнить определенным цветом. Область,
ограниченная несколькими линиями, в зависимости от замысла художника закрашивается
каким-либо цветом или особым способом (например, заштриховывается) (рис. 3).
Совокупность геометрических фигур представляет собой какой-либо объект, который имеет определенные параметры, например название, размер, угол наклона. Таким образом, для построения векторного изображения необходимо знать координаты и дополнительные параметры примитивов с их взаимосвязями.
Векторная графика используется для создания иллюстраций и рисунков в издательском деле, карт в компьютерной топографии (геоинформационных системах).
При помощи векторной графики можно задать не только двумерные фигуры, но и трехмерные. Все современные редакторы трехмерной графики являются векторными, и лишь при создании итогового изображения (видеоролика) происходит преобразование его в растровое графическое изображение.
Векторное изображение проще анимировать, поэтому в настоящее время векторная графика используется для создания анимации и компьютерных игр. Например, программа Macromedia Flash, предназначенная для создания анимации на веб-страницах, основана на векторном представлении графики, хотя и может работать с растровыми изображениями.
Так как объекты, изображенные с использованием векторной графики, описываются с помощью математических выражений, то объем файла с изображением зависит от количества объектов и их сложности.
1.3. Сравнение растровой и векторной графики
Достоинства растровой графики:
можно отразить множество
мелких деталей, плавные переходы цветов, нечеткие границы или размытые края
объектов, так как каждый пиксель
имеет незначительный размер по сравнению со всем изображением и собствен-
ный цвет;
высокое качество фотореалистичных изображений;
в силу независимости пикселей легко редактировать определенные детали изображения или все изображение в целом (менять цвет, яркость, использовать визуальные эффекты);
проще ввести в компьютер растровую графику, она является «родной» для многих устройств ввода-вывода: монитора, принтера, сканера, цифровой фото- и видеокамеры. Любое изображение, выводимое на монитор или принтер, должно быть представлено в растровом виде.
Недостатки растровой графики:
растровые изображения занимают большой объем памяти, так как растровое изображение состоит из нескольких тысяч, а порой и миллионов пикселей, для каждого из которых необходимо хранить информацию о цвете;
растровое изображение плохо
поддается масштабированию. При уменьшении растрового изображения несколько
соседних пикселей превращаются в один, что приводит к потери информации, а
следовательно, и к потери качества. При увеличении растрового изображения
возникает «ступенчатый» эффект,
называемый пикселизацией (рис. 4, а).
а б
Рис. 4. Сравнение растровой (а) и векторной (б) графики
Достоинства векторной графики:
координаты объектов могут быть заданы в любых единицах измерения. Векторные изображения хорошо поддаются редактированию. Если необходимо изменить форму объекта, то достаточно изменить координаты одного или нескольких узлов элемента изображения;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.