Учебно-методическое пособие к выполнению курсового проекта по дисциплине "Технология возведения зданий и сооружений", страница 3


5. Выбор методов монтажа и монтажных кранов

Железобетонные конструкции монтируют, как правило, раздельным методом. Конструкции одноэтажных промышленных зданий устанавливают с помощью самоходных кранов. При большой высоте здания /16-18м до низа ферм/ для сравнения могут быть выбраны и башенные краны.

Как правило, краны располагают внутри пролетов.

Схемы движения самоходных кранов при установке фундаментных блоков и балок, колонн, подкрановых и подстропильных балок зависят от ширины пролета и веса монтируемых элементов.

При пролетах до 18м и небольшом весе элементов, кран мо­жет проходить посередине пролета и вести монтаж на обе стороны. В пролетах 18 и более метров, и большом весе элементов рекомен­дуется организовывать движение крана по краям пролета /см. рис. 3/.

Монтаж плит покрытия длиной 12м может быть организован при продольном перемещении крана вдоль пролета /как и для плит длиной 6м/ и при поперечном перемещении крана в каждой ячейке /см. рис. 4/. Во втором случае значительно уменьшится необходи­мый вылет стрелы крана.

Для монтажа конструкций многоэтажных, жилых и промышленных зданий наиболее целесообразными являются башенные и в некоторых случаях козловые краны. Для жилых зданий достаточно установки кранов с одной стороны /см. рис. 5/, с той, где нет выходов из лестничных клеток. При монтаже многоэтажных промышленных зданий шириной до 18м краны могут быть установлены с одной стороны, а при ширине 24-48м – с двух сторон. При большей ширине промышленных зданий, краны целесообразно устанавливать внутри здания /см. рис. 5/.

При подборе кранов /не менее чем для двух вариантов/ рекомендуется выбирать для сравнения краны из различных групп. Например: для одного варианта гусеничные краны, а для другого пневмоколесные.

Тут же решается вопрос о том, как будет организован мон­таж: с приобъектного склада или «с колес». Будет ли в первом случае основной кран разгружать конструкции или для этой цели будет принят специальный кран.

Рисунок 3. Схемы движения монтажного крана при монтаже колонн и подкрановых балок: а – при малых пролетах по середине, б – по краям пролета при одном направлении; в – по краям пролета с обратным движением крана; г – зигзагообразное перемещение крана;                     д – при монтаже нескольких пролетов с переходом через один пролет; е – при монтаже одного ряда в каждом пролете; 1 – колонна; 2 – подкрановая балка; 3 – путь движения крана.

Рисунок 4. Схемы движения при монтаже покрытия: а – продольная схема; б – поперечная по каждому пролету; в – поперечная по нескольким пролетам (секционный метод); 1 – первая пара ферм;              2 – плиты покрытия; 3 – последующие фермы; 4 – путь крана.

Рисунок 5. Схема расположения кранов при монтаже многоэтажных зданий: 1 – кран; 2 – подкрановый путь

Выбор кранов и их параметров осуществляют по ранее определенным монтажным характеристикам, которые рекомендуется свес­ти в таблицу по форме 3.

Форма 3

Монтажные характеристики элементов конструкций

№ п/п

Наименование элементов

Монтажные характе­ристики

Краны пригодные по техническим характеристика

Qм, т

Нм, м

Lм, м

1-й вариант

2-й вариант

1

2

3

4

5

6

7

В таблицу по форме 3 включают только наиболее характерные из элементов каждого вида – наиболее тяжелые, высоко расположенные и требующие наибольшего вылета стрелы крана.

Фундаментные блоки и балки, колонны, подкрановые и подстропильные балки при движении самоходных кранов до краям пролета, как правило, устанавливают на минимальных вылетах или близких к ним /см. выше/.

6. Выбор способов закрепления конструкций

В этом разделе пояснительной записки должны быть указаны основные типы стыков, способы их закрепления: сварка, замоноличивание бетоном, заделка швов раствором, герметизация, расшивка швов.

Все указания по заделке стыков могут быть сведены в таб­лицу   /форма 4/.

Для выбора способов заделки стыков пользоваться инструк­циями и справочными пособиями [3, 6, 18, 29].

7. Определение размеров и количества монтажных участков

Для поточной организации монтажа конструкций здания расчленяют на монтажные участки.

В одноэтажных промышленных зданиях размер монтажного участ­ка зависит от увязки процесса монтажа колонн и технологического перерыва после их установки и окончательного закрепления, необ­ходимого для достижения бетоном в стыках 70% проектной прочнос­ти, так как только после этого разрешается устанавливать на ко­лонны элемента следующего яруса.

В многоэтажных промышленных зданиях при установке колонн 1-го яруса размер монтажного участка может быть определен по тому же условию, а во всех вышележащих ярусах должно быть организовано не менее двух участков. При монтаже жилых домов в качест­ве монтажного участка принимают одну – две  секции этажа здания.

Размер монтажного участка в одноэтажных промышленных зда­ниях определяется количеством колонн, устанавливаемых за время от начала установки первых колонн до затвердения бетона в сты­ках   /получение 70% проектной прочности/.

Количество колонн на участке Nмин может быть определено по формулам: для одноэтажных промышленных здании при проходе крана посередине пролета:

Nмин = ;                                                       (7)

при проходе по краям пролета:

Nмин = ;                                                 (7.1)

и для многоэтажных зданий:

Nмин = ;                                             (7.2)

где С – длительность смены, час;

А – число рабочих смен в сутки;

- время в сутках, необходимое для обеспечения фронта работ по замоноличиванию стыков;

- время, необходимое для выдерживания бетона в стыках, сутки;

- принятая по нормам средняя продолжительность установки одного элемента /колонн, металлических подкрановых балок/ умноженная на соответствующий коэффициент /Приложение 7/, учитывающий вспомогательные процессы, час;