Технология формирования технического задания на информационную систему, страница 4

Техническое обслуживание обеспечивает поддержание ТС в рабочем состоянии. Оно может осуществляться технической службой объекта автоматизации или специализированными организациями. Техническое обслуживание обеспечивает поддержание ТС в работоспособном состоянии с заданными параметрами надежности. Для формирования требований к техническому обслуживанию необходимо определить режим эксплуатации ТС. Можно рассматривать: односменный (8 часов), двухсменный (16 часов), трехсменный (24 часа), непрерывный (круглосуточная работа без выходных и праздничных дней) и т.п..  На основе режима работы ТС, нормативов обслуживания и заданных параметров надежности формулируются требования к периодичности обслуживания (допускается работа без обслуживания). Если сформулированы требования к обслуживанию, то выбирается  форма обслуживания:  специалистами объекта автоматизации или специализированными организациями. В первом случае  необходимо сформировать требования по количеству и квалификации персонала, режиму его работы и требования к площадям, необходимым для обслуживающего персонала; а также сформировать требования к составу, размещению и условиям хранения запасных изделий (частей) и приборов.

4.9.  Требования к защите информации от несанкционированного доступа.

Формулируются на основе нормативно-технической документации, регламентирующей защиту информации на объектах данного класса. Предполагается, что в процессе обследования  выявлены потенциально возможные каналы утечки информации, определен необходимый уровень защиты. На основе указанных данных формируются требования к защите объекта автоматизации от внешней среды (пропускной режим, наличие заборов, охранной сигнализации и т.п.), а также необходимость процедур установления подлинности, полномочий, шифрования в ИС.

4.10.  Требования по сохранности информации при авариях.

На основе материалов обследования (технологии обработки информации) выявляется перечень событий возможных на объекте автоматизации, приводящих к потере информации (разрушение носителей, сбои в работе ПС, стихийные бедствия (пожар, наводнение и т.п.)). На основе сформированного перечня событий формируются требования, обеспечивающие восстановление информации при возникновении каждого из событий перечня.

4.11.  Требования к защите от влияния внешних воздействий.

Вспомогательный раздел, формируется для ИС работающих в агрессивных средах (подвижные ИС, АСУ ТП и т.п.).

4.12.  Требования к патентной чистоте.

Вспомогательный раздел, включается в ТЗ для ИС, которые предполагается тиражировать в большом масштабе и распространять  на территории других стран. Необходимо указать перечень стран, по которым необходимо провести патентный поиск и проверить отсутствие патентов на алгоритмы и информационные технологии, предполагаемые к использованию в создаваемой ИС.

4.13.  Требования по стандартизации и унификации.

Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Применение стандартов способствует улучшению качества продукции, повышению уровня унификации и взаимозаменяемости, росту эффективности эксплуатации. Различают государственные, отраслевые, республиканские и стандарты предприятия. Стандартизация сокращает номенклатуру оригинальных элементов системы и используемых технологий. Например в ГОСТ 34,602-89 регламентирован состав и содержание документа – ТЗ на ИС. Это позволяет значительно упростить формирование разделов документа и проводить сравнение ТЗ на различные ИС.

Унификация (один из методов стандартизации) – рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения. В ИС под унификацией понимают приведение различных форм документов, структур данных, экранных форм, отчетов и т.п. к минимальному допустимому числу. Например: на промышленных предприятиях применяют УСД – унифицированную систему организационно – распорядительной документации.

4.14.  Дополнительные требования.

Вспомогательный раздел, в него включают дополнительные требования, специфичные для создаваемой системы и не включенные в предшествующие разделы.

4.15.  «Требования к функциям (задачам)», выполняемым системой.

При анализе материалов обследования выявлены все функции (задачи), подлежащие автоматизации. В п. 4.1.1 определена структура системы на уровне подсистем и сформировано назначение каждой подсистемы. В данном разделе приводят перечень функций (задач) по каждой подсистеме (основное требование – функциональная полнота). Если функции (задачи) требуют точного позиционирования во времени (начало, продолжительность, окончание), то приводят требования по временному регламенту.

Если функция (задача) формирует информацию для множества других функций, то может быть сформировано требование по точности и достоверности выходной информации.

Если в п. 4.1.4 сформированы требования к надежности, то в данном пункте  по функциям необходимо привести перечень отказов и критерии идентификации отказов (признаки, по которым можно определить, что система не выполняет своих функций или выполняет их с ошибками).

5.  Раздел «Требования к видам обеспечения».

В зависимости от вида системы приводят требования к математическому, информационному, лингвистическому, программному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другим видам обеспечения системы.

5.1.  Требования к математическому обеспечению

На основе анализа материалов обследования (алгоритмов решаемых задач) определяется состав, область применения и способы использования математических методов и моделей, типовых (стандартных) алгоритмов и алгоритмов, подлежащих разработке.

В состав включаются разделы математики, перекрывающие алгоритмы решаемых задач: регрессионный анализ, корреляционный анализ, уравнения математической физики, дифференциальное исчисление и т.п.

 Например: решение задач анализа хода производства должно быть выполнено на базе регрессионных моделей.

К способам использования относят технологию реализации выбранных методов. Можно разрабатывать алгоритмы реализации методов самостоятельно, но допустима реализация с использованием распространяемых на рынке программных продуктов (ППП MatLab, MathCad, Статистика и т.п.).

5.2.  Требования к информационному обеспечению системы.