Технология формирования технического задания на информационную систему, страница 2

В этом пункте приводятся организационная, функциональная и/или производственная структура объекта, по которым можно выделить элементы системы. Также в данном пункте приводится перечень и интенсивность информационных потоков и объемы номенклатур, используемых в процессах обработки. Например: можно разрабатывать ИС для учета 3-х видов товаров, но можно создавать проект и для учета 10000 видов товаров, категории сложности задачи будут различны. Кроме того приводятся другие параметры объекта автоматизации: Количество источников и приемников информации, количество функций (задач), периодичность реализации функций, количество исполнителей и т.д. и т.п.

3.1.  Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.

Указываются сведения об условиях эксплуатации и характеристики окружающей среды. Это необходимо при создании подвижных ИС, где возможны вибрация, удары, сильное запыление, высокая (низкая) температура окружающей среды и т.п.

4.  Раздел «Требования к системе»

Данный раздел описывает

4.1.  Требования к структуре и функционированию системы.

В зависимости от размерности системы и перечня автоматизируемых функций, подлежащих разработке, принимается решение о структуризации системы – выделении подсистем. Подсистемы могут выделяться по функциональному признаку (например: подсистема бухучета, оперативного управления, кадров и т.п.). В этом варианте выделение подсистем осуществляется  на основе типизации алгоритмов по обработке информационных потоков (алгоритм задачи сальдирования является типовым для бухгалтерского учета ), т.е. подсистемы будут совпадать с организационной структурой объекта. В случае, если объект имеет предметную специализацию производственной и организационной структур, подсистемы могут выделяться по предметному принципу (например: подсистема управления производством бытовых товаров, подсистема вспомогательного производства, подсистема метрологии и т.п.). Очень редко подсистемы выделяются по технологическому признаку, этот вариант допустим для небольших систем с малой номенклатурой выпускаемых изделий (выпуск 1-3 вида продукции). Малые системы (состоящие из 1-2х задач) на подсистемы не структурируются. После выделения подсистем осуществляется выбор степени централизации системы. Допустимы два варианта: централизованная или распределенная система.

                  Распределенная система выбирается в случае, если объект автоматизации имеет сложную структуру системы управления и включает филиалы с большой степенью автономности деятельности (обмен информацией между филиалами и центральным офисом ведется на интегрированном уровне). Фактически производится рассмотрение организации хранения информации и обмен информацией между интегрированными элементами системы.

                  Количество уровней иерархии зависит от структуры системы управления и выбранного аспекта рассмотрения (точки зрения). Данный вопрос может рассматриваться с двух точек зрения:  структуры технического обеспечения и  структуры информационного обмена между звеньями управления

В первом случае рассматривается структура аппаратного обеспечения (структура сети) и иерархия определяется по графу связи технических средств.

Во втором случае допустимы три варианта:

- одноуровневая система (в системе рассматривается объект, не имеющий иерархии, это может быть одно или несколько рабочих мест или задач, используемых для  реализации типовых несвязанных функций управления); 

            - двухуровневая система клиент-сервер (система состоит из множества подсистем или рабочих мест линейно связанных информационными потоками, которые, в свою очередь структурируются на множество задач);

- трехуровневая система клиент - сервер приложений - сервер баз данных (система состоит из множества автоматизируемых элементов имеющих иерархическую структуру), в этом случае определяется связанность элементов и количество уровней иерархии

Если система структурируется на подсистемы, то прорабатывается вопрос определения способов обмена и средств связи между выделенными элементами. Под способами обмена понимаются варианты обмена информацией между элементами . Допустимы варианты: передача документов, файлов, конвертация  файлов с учетом специфики сред реализации, обмен через централизованное хранилище информации. В качестве средств связи можно указывать: курьера, телефонный или телеграфный канал, оптоволоконный, радиоканал, спутниковую связь и т.п.

 При проработке ТЗ должны рассматриваться  вопросы архитектуры ИС, т.е. связи рассматриваемой системы со смежными системами. Предполагается, что при обследовании  объекта автоматизации выявлены все смежные системы, определена соподчиненность, выявлены информационные потоки и имеется их параметрическое описание (объемы информации, периодичность и т.п.). В данном пункте должны быть перечислены все смежные системы, указана их соподчиненность и требования к обмену информацией между рассматриваемой и смежными системами (периодичность, объемы, типы носителей, способы передачи).

Формируются требования к режиму функционирования системы. Различают диалоговый (интерактивный), пакетный режим и режим реального времени. В диалоговом режиме пользователь может выступать в роли оператора или инженера технолога предметной области. Оператор выполняет один или несколько технологических процессов и не имеет права изменять порядок обработки. Инженер технолог проводит анализ предмета труда и в зависимости от его параметров выбирает последовательность и средства обработки. Во втором случае необходим достаточный набор инструментов и приспособлений представленных в виде меню, панелей инструментов, экранных клавиш и т.п., обеспечивающих полное перекрытие функционального пространства предметной области. Пакетный режим предусматривает формирование пакета заданий на обработку и автоматическое  выполнение заданий без участия исполнителя. В данном режиме предусматривается полное протоколирование хода обработки с регистрацией всех конфликтных ситуаций (сбоев работы оборудования, ошибки в исходных данных и т.д.) и автоматическим принятием решений о продолжении обработки. Режим реального времени предполагает выполнение обработки с темпом наблюдаемого процесса, применяется в АСУ ТП (управление технологическим оборудованием), где осуществляется автоматический сбор информации и автоматически формируется управляющее решение.