ВОПРОСЫ по ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА для ГОСов
1. Технический процесс изготовления деталей.
2. Технический процесс сборки.
3. Технический процесс испытаний и регулирования.
4. Роль науки в техническом прогрессе и совершенствовании производства.
5. Комплекс задач и работ по созданию новой техники. Организация НИР и ОКР.
6. Организация технологической подготовки производства.
7. Организация подготовки производства и процесс перехода на выпуск новой продукции.
8. Научная организация труда.
9. Организация технического нормирования.
1. Технический процесс изготовления деталей.
Технический процесс изготовления деталей на машиностроительном предприятии осуществляется в цехах. Цехи подразделяются на:
основные, вспомогательные и обслуживающие.
1.1. Основные цеха. Они делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные. Заготовительные цеха бывают: литейные, кузнечно-прессовые, штамповочные, сварочные, холодной обработки заготовок. Обрабатывающие делятся на механообрабатывающие, термические и цеха (участки) покрытий. Сборочные делятся на сборочные, механосборочные и цехи (участки) испытаний.
1.2. Вспомогательные цеха – инструментальные, тарные, транспортные и др. Они создают условия для нормальной работы основных цехов.
1.3. Обслуживающие цехи ( службы): цех теплоснабжения, электроцех, ремонтный цех, цех питания ( столовая) и др.
1.4. Подробнее – механообрабатывающий цех.
Механообрабатывающие цехи состоят из участков. Участки формируются по технологическому, предметному или смешанному принципам. При организации участка по технологическому принципу на участке станки однотипного назначения, например, одни токарные. При организации по предметному принципу на участке имеются различные станки для изготовления однотипных деталей, например, участок зубчатых колес, где имеются и токарные, и сверлильные и зубофрезерные и др. станки. При смешанной организации участков выполняются различные операции для различных деталей.
Технологический процесс изготовления деталей механообработкой делится на операции. Операция – это законченная часть техпроцесса, выполняемая на одном станке. По виду оборудования различают : токарные операции, сверлильные, шлифовальные, фрезерные и др.
2. Технический процесс сборки.
Технологический процесс сборки заключается в образовании соединений составных частей изделия. Соединения могут быть: разъемными и неразъемными; подвижными и неподвижными. В зависимости от вида сопряжений и технологи сборки они могут быть: с зазором, прессовые, сварные, клеевые и др.
В зависимости от вида изделия выбирают тип и организационную форму сборки.
В массовом производстве при небольшой массе детали и ее прочности применяют поточную сборку ( сборку на конвейере). В этом случае время выполнения каждой операции должно быть синхронизировано за счет механизации работ, отработки технологии, изменения количества рабочих, обладающих смежными профессиями и др. При большой массе
изделия применяют стендовую сборку, когда изделие неподвижно, и его собирает бригада. Пример. Американская военная авиакомпания Дуглас перешла от поточной конвейерной сборки самолетов к стендовой. Если раньше конкретно никто не отвечал за качество, то теперь за качество отвечает бригада. Процент несоответствий значительно снизился, рабочим стало интереснее работать, т.к. они овладели смежными профессиями, труд стал разнообразнее и менее утомительным.
При сборке сложных изделий применяют предварительную узловую сборку. Узел – это законченная часть механизма, выполняющая определенные функции, например- узел двигателя, коробка передач и др. После сборки узлов они устанавливаются на базовую деталь – корпус, параллельно присоединяются и другие необходимые детали.
Для правильности сборки и экономии времени составляются технологические карты сборки и схемы сборки. На определенных этапах сборки производится проверка правильности функцирования механизма.
Процессы сборки могут сопровождаться операциями пригонки с применением механообработки отдельных деталей.
3. Технический процесс испытаний и регулирования.
В технической документации на некоторые изделия оговорены санитарно-гигиенические нормы функционирования изделия, например, уровень шума, вибраций, температура в кабине и др. В паспорте на изделие приведены технические характеристики объектов, на которые обращает особое внимание потребитель, например, расход бензина на 100 км пути, температура морозильной камеры и т.д. Эти параметры конструкторы должны были обеспечить при разработке объекта. После изготовления необходимы испытания, которые бы подтвердили параметры функционирования. В ряде случаев важна также прочность, устойчивость при наклоне, работоспособность в особых климатических условиях и др.
При планировании испытаний необходимо в такой последовательности выстроить испытания, чтобы вначале шли неразрушающие, мягкие испытания, а в конце , если надо – разрушающие.
Испытания необходимо проводить по утвержденным методикам, чтобы результат испытаний был признан. Зачастую испытания образцов изделий проводят специально аккредитованные испытательные лаборатории, как представители третьей независимой стороны.
Например, во многих схемах сертификации продукции предусмотрены испытания типа изделия, испытания образцов, взятых у изготовителя, испытания образцов, взятых у продавца.
Одним из видов испытаний является акустическое диагностирование. Каждый орган сложного агрегата имеет свою частоту колебаний, которая при исправности агрегата имеет определенную величину и зафиксирована. При диагностировании неисправного агрегата можно уловить с помощью датчиков изменение частоты или амплитуды сигнала и по градуировочным графикам поставить диагноз, не разбирая агрегат, какой узел неисправен.
Процесс регулирования производят после предварительных испытаний, если обнаружилось какое-либо несоответствие требованиям. Процесс регулирования происходит без механообработки, с использованием регулировочных резьбовых механизмов, замены прокладок. Если речь идет о радиаппаратуре и приборах, то они также снабжены различными регулировочными устройствами .
Процесс регулировки можно считать законченным, если при многократных измерениях параметры находятся в заданных пределах.
4. Роль науки в техническом прогрессе и совершенствовании
производства.
Наука – академическая и вузовская – всегда играли роль двигателя технического прогресса. Рассмотрим это на примере научной деятельности нашего физико-технического факультета.
Кафедра « Электрофизики» разработала серию ионных источников для нанесения покрытий на детали самолетов и других объектов с целью обеспечения их коррозионной стойкости, износостойкости . На этой же кафедре был разработан уникальный катодный й люминисцентный анализатор « КЛАВИ-1» для анализа качества минерального сырья, драгоценных камней и др.
Кафедра « Молекулярной физики» получили 23 авторских свидетельства на тепловые трубы, которые применяются для охлаждения реакторов и других объектов. Ученые кафедры изобрели технологию безмасляной откачки вакуумных систем и др.
Кафедра « Редких металлов» разработала технологию обезвреживания ядерных отходов, новые композиционные материалы и покрытия, технологию доизвлечения урана и др.
Множество примеров технических инноваций и по другим кафедрам физтеха.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.