При подключении нулевого провода, соединяющего судно с нейтралью береговой установки, в условиях уже поданного на судно питания необходимо во избежание возможного появления искры или дуги на судне сначала подсоединить провод к заземляющему контакту на судне, а уж затем к контакту нейтрали береговой электроустановки. Это правило особенно важно соблюдать для судов, имеющих на борту опасные для возникновения пожара вещества [2].
1.1. Система «берег – судно»
Электротехническая система, осуществляющая электроснабжение судов от береговых сетей, в руководящих документах в отрасли водного транспорта получила название системы «берег – судно».
Система «берег – судно» объединяет электротехнические элементы электрических сетей трехфазного переменного тока напряжением 380 В частотой 50 Гц портов (нефтебаз) и судов речного флота с электроустановками трехфазного переменного тока напряжением 380 и 220 В частотой 50 Гц. В состав системы «берег – судно» входят: береговые трансформаторные подстанции, береговые кабельные линии от подстанции к причальной стенке, понижающие трансформаторы для судовых приемников, питательные колонки для присоединения судов, штатные гибкие шланговые кабели судов, судовые щиты питания от внешних источников (ЩПВИ). Система «берег – судно» по эксплуатационному и ремонтному обслуживанию подразделяется на два участка: порта (нефтебазы) – от трансформаторной подстанции до питательной колонки для присоединения судов включительно; судна – от гибкого шлангового кабеля до ЩПВИ включительно.
1.2. Условия электроснабжения судов от береговых сетей
Суда могут получать электроэнергию с берега при линейных напряжениях 380 и 220 В и равенстве частоты береговой электрической сети и приемников судов, с соблюдением Правил Речного Регистра, Правил технической эксплуатации судового электрооборудования, Правил безопасности труда на судах речного флота, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Пользование электрической энергией судами от береговых сетей допускается только на основании соответствующего разрешения порта (нефтебазы). В разрешении на электроснабжение судна от береговой сети должны быть указаны: наибольшая величина нагрузки, режим потребления энергии и ее тариф.
Электроснабжение судов от береговых сетей включает возможность получения энергии всеми судовыми приемниками, работа которых предусмотрена проектом в режиме стоянки судна, но не выше чем наибольшая величина нагрузки, разрешенная портом (нефтебазой). Все изменения режима электроснабжения судна должны быть согласованы с портом нефтебазой. Использование электрической системы «берег – судно» для выполнения электросварочных работ на судне запрещается. В составе инженерно-технических работников штата главного энергетика порта (нефтебазы) должно быть лицо, осуществляющее руководство организацией и эксплуатацией системы электроснабжения судов от береговой сети. Это лицо является представителем порта (нефтебазы) по электроснабжению судов с берега. Представитель порта (нефтебазы) должен иметь квалификационную группу не ниже IV. Для эксплуатации и ремонта системы «берег – судно» закрепляется дежурный и ремонтный персонал главного энергетика. Дежурный и ремонтный персонал должен иметь квалификационную группу не ниже III. Организация учебы электриков портов (нефтебаз) и механиков судов по вопросам технической эксплуатации, пожаро-, взрыво- и электробезопасности при электроснабжении судов от береговых сетей возлагается соответственно на главных инженеров портов (нефтебаз) и капитанов судов.
Службы судового хозяйства и портов пароходств осуществляют контроль: за техническим состоянием системы «берег – судно», обеспечением поставок необходимого оборудования, совершенствованием системы как в части организации эксплуатации, так и в части оснастки системы, за своевременной оплатой счетов портов (нефтебаз) за потребленную судами электроэнергию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.