Расчет компенсатора реактивной мощности дискретного типа для электротехнического комплекса «Берег-судно», страница 2

В рыночных экономических условиях показатели качества электрической энергии на судах, гидросооружениях, в речных и морских портах, на предприятиях судостроения и судоремонта, особенно отклонения напряжения, влияют на потери и расход электрической энергии. Поэтому на объектах водного транспорта эти показатели должны находиться в таких пределах, которым соответствуют минимальные удельные расходы электропотребления на единицу выпускаемой продукции (строящегося или ремонтируемого судна) с учетом потерь мощности и энергии в электрических сетях или с учетом приведённого коэффициента полезного действия электроустановок, в том числе судовых.

Экономичность функционирования промышленных и судовых электрических сетей переменного тока определяется не только активной, но и реактивной мощностью. Возможность размещения источников реактивной мощности (компенсирующих устройств) рядом с электроприёмниками на берегу и судах позволяет снизить потери активной мощности от реактивных нагрузок. На объектах водного транспорта широкое использование компенсирующих устройств с учетом требований энергоснабжающей организации может дать существенную экономию в оплате за электроэнергию. Однако применение компенсирующих устройств должно основываться на соблюдении определённых технико-экономических критериев, невыполнение которых может привести к исключению эффекта сбережения электроэнергии.

Следовательно, пути и способы экономии электрической энергии на предприятиях и судах речного флота весьма разнообразны. Очевидным является тот факт, что объективной мерой является не количество, а удельный расход электроэнергии на объектах водного транспорта. При этом ко всем мероприятиям по экономии электроэнергии, энергосбережению должна применяться технико-экономическая оценка с учетом изменения производительности, вероятностной природы исходных данных при определении режимных параметров и др.

Важное место в экономии электроэнергии в системе речного флота занимает рациональное использование судовых энергетических установок, СЭЭС как автономных электростанций. В рыночной экономике это особенно актуально, так как электрическая энергия в судовых энергетических установках на судах речного флота вырабатывается на дорогом дизельном топливе, а судов очень много. Поэтому снижение расхода электроэнергии в судовом электрическом, электронном оборудовании, СЭЭС, автономных электростанциях речных судов в совокупности может дать большую экономию дизельного топлива по отрасли водного транспорта в целом.


1.  ЭЛЕКТРОСНАБЖАЮЩИЙ КОМПЛЕКС «БЕРЕГ – СУДНО» ДЛЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

При питании судовых электроэнергетических систем от береговой сети (вне зависимости от режима ее нейтрали) между берегом (доком) и корпусом судна может возникнуть опасное в электро- и пожарном отношении напряжение. Максимальное (равное фазному) напряжение может возникнуть в реальных условиях между берегом (доком) и корпусом судна при однофазном замыкании в электроэнергетической системе, а также в случае аналогичных неисправностей на береговом участке даже при исправной изоляции судовой сети. Как при однофазном замыкании, не отключаемом автоматическими защитными устройствами, так и при несимметричном снижении сопротивления изоляции фаз электроэнергетической системы относительно корпуса судна появляется возможность возникновения двухфазного дугового замыкания через корпус судна. Кроме того, по нулевому проводу береговой сети проходит ток нулевой последовательности, который может создать напряжения, опасные не только для судового, но и берегового персонала, если производственные объекты получают питание от одного с судовой электроэнергетической системой источника. Соответственно повышается и пожароопасность. Поэтому необходимо предусмотреть устройство, обеспечивающее возможность электрического соединения металлического или магистрали заземления неметаллического корпусов судов с нейтралью береговой электроустановки (дока) в том случае, если она заземлена, или с береговым заземляющим устройством, если нейтраль установки изолирована [1].