2.2 Анализ и художественная структура сказок
В книге «Сказы рода Правдивых людей» собрано 20 произведений, в которых отражается самобытная жизнь рыболовов и охотников-ханты, проживающих на живописных берегах Большой и Малой Оби. Обращение Владимира Енова к данному жанру было естественным, потому как этому способствовала сама его жизнь.
Как и во многих сказках народов мира присутствуют общие темы, и что конкретно характерно для жанра – добро всегда побеждает зло. В своих произведениях автор знакомит нас со специфическими реалиями хантыйской жизни. Стоит выделить то, что они по содержанию довольно жестоки, тут сказываются более суровые условия жизни, поскольку каждые сказки народов отражают реальную действительность, в которой они бытовали .
В произведениях автора звучат темы любви к малой родине, героизма, взаимосвязи людей и природы, доверительные человеческие взаимоотношения и дружба с добрыми лесными духами. В жанровой классификации есть старинные сказы, относящие к мифам от сотворения земли, например – «Детство урта с Малой Оби», героические сказания – «Два мальчика с пальчик», бытовые сказки – «Юган ики и вор».
Сюжеты, лежащие в основе сказок есть, как и общие, так и те, что хранят черты индивидуального творчества. Они чаще всего начинаются с таких слов: «В небольшой рыбацкой избушке, срубленной из сосновых бревен и находящейся на берегу Оби…».
В сюжетном отношении сказка «Бедняк и два богача» исходит к вечной проблеме человеческих взаимоотношений. Герой-бедняк задумывается: «Почему я живу в постоянной нужде?» (завязка). Сходит на охоту на день дичи добудет, на рыбной ловле – только на раз сварить рыбы поймает. Затем происходит повторная завязка сюжета – богатые соседи и герой отдельно друг от друга отправляются на кладбище. Кульминацией здесь служит утро на кладбище, когда бедняк обнаруживает мертвых соседей, которые, хорошо зная обычаи, пренебрегли этими правилами, что нельзя шуметь, веселиться и спать возле костра, на священном месте. А бедного юношу за скромность и почтительность Верховный Бог Нум Туром наградил постоянной удачей в промысле, чтобы никогда не знал никакой нужды (развязка). В этой сказке внимание сосредоточено не столько на теме сюжета и действующих героях, сколько на идейном замысле нравоучительного характера, выражающегося в соблюдении традиций и обычаев. «Он до сих пор среди нас живет-поживает, нужды и беды никакой не знает», – такими словами заканчивается сказка.
Главными персонажами произведений писателя являются менквы (бесхитростные великаны пятиметрового роста), мишъёх (лесные люди-доброжелатели), ийнгк кули (водяные), мом ики (людоеды), тон-тоны (людоеды-оборотни, принимающие человеческий облик), лон верты ими (колдунья, изготавливающие нитки из оленьих или лосиных сухожилий), урты (добрые богатыри и защитники народа), животные и рыбы (через них высмеиваются такие человеческие пороки, как: жадность, трусость и т.д.).
Каждый герой своеобразен, даже образ менквов не всегда однороден. Например, в сказке «Менкв и юноша » он выступает как отрицательный персонаж, а в произведении «Подарок менква» является благородным героем, который в награду за свое спасение щедро одаривает мальчика-ханты.
Композиция сказок очень колоритна по своему содержанию, не смотря на то, что это детские произведения и даже в их краткой форме прослеживаются внесюжетные элементы. Пейзажи, описание персонажей (чья характеристика подробно указывается в словаре), интерьер домашнего быта. Приемы и средства, которые хорошо сочетаются – это жизнеподобие (то есть построение реалистичности) и элемент условности (выдуманность) – последнее конкретно присуще всем сказкам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.