На Всероссийском семинаре-совещании молодых писателей в г. Сургуте ХМАО – Югры 23 – 25 апреля 2009 года Владимиру Енову впервые была дана рекомендация выпустить в свет сборник «Сказы рода Правдивых людей» на хантыйском и русском языках, который вышел в январе 2013 года в г. Ханты-Мансийске в Издательском доме «Новости Югры».
Кроме повседневного литературного творчества, писатель занимается научной деятельностью, принимает активное участие в различных международных и региональных конференциях. В связи с этим им опубликовано 15 научных статей, связанных с изучением хантыйской рыболовной лексики, подготовлена к защите диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
Владимир Енов – носитель и пропагандист поэтического хантыйского народного творчества, член Союза журналистов России с 2007 года [1], кандидат в члены Союза писателей России с 2013 года, соискатель учёной степени кандидата филологических наук.
Глава 1 Этническая журналистика
1.1 Особенности этнической журналистики
Этническая журналистика в многонациональной России должна быть распространенным явлением. Ее своеобразие состоит в том, что средства массовой информации связаны с этническими группами, выступая от их имени. Национальные меньшинства, к которым относятся все проживающие в стране нерусские, по статистике составляют 17,3 % и представляют собой 182 различные народности, народы, национальные группы и этносы. Можно предположить, что все они хотят, могут, а может быть, даже должны иметь свои каналы общения, информирования, обмена новостями и обсуждения волнующих их проблем и вопросов.
Журналистика народов России – многогранное явление, которое традиционно описывается многозначным термином «этническая журналистика». Это сравнительно малоизученная область российской журналистики. В советской науке эта проблематика обозначалась как часть «национального вопроса», а поскольку он был объявлен полностью решенным, соответствующая научная отрасль оказалась невостребованной .
Как обратил внимание теоретик журналистики И.Н. Блохин, понятие «этническая журналистика» носит двойственный характер.
Во-первых, сюда относится журналистика, обращающаяся к тематике особенностей жизни и культуры всяких народов, в том числе проживающих не только в России, но и в других странах, а также к проблеме межэтнического взаимодействия.
Во-вторых, часто имеют в виду журналистику народов России, этнических меньшинств России, журналистику диаспор, представленную в средствах массовой информации, издающихся как на национальных языках, так и на русском языке. Если, в первом случае, цель журналисткой деятельности состоит в информировании о мире многообразия иных культур, то во втором значении речь идет о «консолидации этноса, то есть о включении его в систему межэтнических коммуникаций, сохранении и развития национальной культуры».
Для более обобщенного понятия И.Н. Блохин предлагает считать, что этническая журналистика – это журналистика, выполняющая функции самопознания народом своего этнического бытия, консолидации и интеграции этноса, сохранения и развития его культурной самобытности.
1.2 Проблемы сохранения культуры народа ханты
Вопросы сохранения и развития культуры коренных народов Севера до сих пор остаются острыми, потому что на сегодняшний день современное общество поглощает многовековой традиционный уклад. В материалах автора прослеживаются основные проблемные тенденции в культуре.
Среда – земля, на которой из века в век жил народ. В ней росла и развивалась самобытность, то есть такая исключительность, которая присуща только хантыйской культуре. Сейчас же среда намного изменилась. В застое находятся все отрасли хозяйства, в которых были заняты народы Севера – рыболовство, охота и оленеводство. Из года в год меняется традиционный уклад, что способствует не только изменению образа жизни, но и отношения к своей культуре в целом, особенно у подрастающего поколения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.