Векторная диаграмма в двигательном режиме такая же, как для трансформатора, только величина тока намагничивания Iμнамного больше.
Генераторный режим. Если ротор АМ разогнать с помощью внешнего момента в сторону вращения магнитного поля до частоты, , то изменится направление ЭДС в проводниках ротора и активной составляющей тока ротора.
S<0, Ir2>0 , аIa2 меняет знак, т.е. становится отрицательной и меняет фазу на 1800. Физически это означает, что поле вращается относительно ротора по сравнению с двигательным режимом в обратную сторону, следовательно, меняются знаки ЭДС Е2s и активной составляющей тока ротора Ia2.
В результате изменяется знак вращающегося момента, т.е. он действует против направления вращения ротора и становится тормозящим.
Векторная диаграмма строится по уравнению токов I1=Iμ+(-I2/).
I1a=I1Cosφ1<0
P1=m1U1I1 Cosφ1<0
Следовательно, в генераторном режиме АМ получает механическую энергию от первичного двигателя, превращает ее в электрическую и отдает в сеть.
Реактивные составляющие I1r=I1Sinφ1 и Q1= m1U1I1Sinφ1при переходе из двигательного режима в генераторный сохраняют знаки, т.е. генератор также потребляет из сети реактивную мощность и реактивный (индуктивный) ток. Следовательно, генератор может работать только на сеть, к которой подключены такие машины, как СГ или синхронные компенсаторы, конденсаторы, которые могут являться источниками реактивной мощности, потребляемой АГ для создания в нем магнитного поля или магнитного потока. Это их недостаток.
Режим противовключения. Если изменить направление вращения ротора (или магнитного поля) так, чтобы магнитное поле и ротор вращались в противоположных направлениях, то ЭДС и активная составляющая тока в проводниках ротора будут направлены так же, как и в двигательном режиме, то есть машина будет получать из сети активную мощность. Но в данном режиме электромагнитный момент М направлен против вращения ротора, то есть является тормозящим. Так как ротор вращается в обратном направлении (относительно направления магнитного поля), то , а
Таким образом, характерная особенность асинхронной машины - наличие скольжения, т.е. неравенство частот вращения и . Только при указанном условии в проводниках обмотки ротора индуцируется ЭДС и возникает электромагнитный момент.
Поэтому машину называют асинхронной (т.е. ротор вращается не синхронно с полем). Чаще используется в двигательном режиме.
По конструкции асинхронные двигатели подразделяют на два основных типа: с короткозамкнутым ротором и фазным ротором (с контактными кольцами). Статоры одинаковой конструкции, выполнение ротора – различно.
Области применения.Конструктивно двигатели с короткозамкнутым ротором проще, чем двигатели с фазным ротором и более надежны в эксплуатации. Недостатки: небольшой пусковой момент и высокий пусковой ток. Поэтому их используют, где не требуются большие пусковые моменты (электроприводы металлообработки станков, вентиляторов и т.п.).
В двигателе с фазным ротором имеется возможность увеличить пусковой момент с помощью реостата и уменьшить пусковой ток. Применяется для приводов машин и механизмов, которые пускают при большой нагрузке электроприводных грузоподъемных машин.
Комплексные уравнения и векторные диаграммы АМ выглядят так же, как и для трансформатора в режимах холостого хода и при нагрузке.
Но в АМ имеется вращающийся магнитный поток, который вызывает особенности при взаимодействии токов в первичной и вторичной обмотках.
Так как фазы обмотки ротора сдвинуты в пространстве, а токи в них имеют временной сдвиг, они создают бегущую волну МДС ротора , частота вращения которого
, где
- частота тока ротора; - число пар полюсов ротора
Т.к. при неподвижном роторе ЭДС в обмотках статора и ротора имеют одинаковую частоту, т.е.
, то
АМ может работать только при равенстве частот вращения бегущих волн МДС статора и ротора , следовательно, статор и ротор должны иметь одинаковое число полюсов, т.е. .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.