Эдвард Мабридж. Биография. Профессинальная жизнь, страница 6

Фенакистископ
Зоотроп
 


Майбридж «одолжил» иллюзию движения у зоотропа и фенакистископа и совместил её с проекционными свойствами «волшебного фонаря». Затем он адаптировал серии пофазовых фотографий и создал прибор, который впервые смог спроецировать на экран непрерывно-двигающиеся последовательности. В его конструкции использовались прозрачные стеклянные диски, по краю которых располагались последовательные фазы движения. Многие теоретики считают, что изобретение зоопраксископа является ключевым моментом в истории кинематографа - недостающее звено между слайд-проекциями и кино.

Волшебный фонарь

 



               Как правило, Майбридж использовал рисунки, переведённые непосредственно с фотографий.  Красочные изображения карабкающихся обезьян, танцующих женщин, бегущих лошадей и прыгающих мальчиков помещались на стеклянные диски зоопраксископа. Однако, по крайней мере одну последовательность фотографий он все же поместил на диск - лошадиный скелет. Если его раскрашенные изображения предвосхищали анимационное искусство,  то именно этот фотографический диск представляет собой кино в зачаточном состоянии.

Пристрастие Майбриджа к зоопраскископу, казалось, усиливалось и ослабевало вместе с общественным мнением. Он использовал его для иллюстрирования своих лекций в течение 15 лет в США и в двух европейских поездках, развлекая общественность, профессионалов искусства и даже членов королевской семьи! Однако, на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго в 1893, воздвигнув специальное здание для демонстрации «движущихся картинок», ему все же не удалось привлечь толпы зрителей. Он практически потерял веру в своё изобретение.


               После Чикаго Майбридж редко читал лекции и с 1895 года вообще перестал использовать зоопраксископ. Кроме того, он собрал оригиналы своих поздних мультипликационных дисков, чтобы их «совершенно уничтожить», как он писал в письмах. Майбридж не хотел, чтобы его запомнили за этот неудачный период в его карьере, чувствуя, что эти диски были лишними для его профессиональной репутации и слишком далекими от его точных фотографических исследований.

Афиша выступления Майбриджа в Лондоне.
Зоопраксископ

 


На самом же деле, представления с зоопраксископом не только ставят Майбриджа у истоков кинематографа, они также отражают его самомознание в рамках современности и то, как развивалась его фотографическая карьера.

Что зоопраксископ представлял – это развивающееся представление о движении и времени. Это грандиозный замысел, полностью реализованный только с появлением кинематографа, которое Майбридж предвосхитил. Данный аппарат послужил основой для более известного устройства — кинетоскопа, изобретённого в 1891 году Томасом Эдисоном и ставшего первым коммерческим прибором для демонстрации фильмов.

Zoöpraxographical Hall


                                 


Заключение

XIX век - время, когда все находилось в движении, менялось и развивалось. Время механизированного транспорта, быстро растущей промышленности и меняющихся пейзажей. Фотография была не способна отразить это движение из-за длинной выдержки, от этого движение было размытым и нечетким. Но новые приёмы и разработки Майбриджа позволили увидеть это движение, и поэтому смогли передать быстро движущееся время и смещение культурного ландшафта времени, в котором он жил.

Эта связь с современностью даёт нам понять, почему этот огромный объем работы, проделанный Майбриджем, был увенчан таким большим успехом. Майбридж сумел запечатлить движение, превращения и характер тех, кого он снимал. Также, что более искусно, продемонстрировал это в своих исследованиях  природных ландшафтов, стремительно развивающихся городов и коренных народов Америки.

Майбридж разбил движение на составные части, фазы, поразив мир тем, что было скрыто от глаз. Затем с помощью зоопраксископа он собрал их обратно и оживил. Вот оно, волшебство!


Источники

 

«Tesseract» (короткометражный фильм, США)

Сергей Морозов «Творческая фотография». Изд. «Планета», 1988