Базой для оптыно-экспериметальной работы стала МОУ «Лицей № 10» 3 «Д» класс. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
- выявление отношения младших школьников и учителей начальных классов к использованию опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира;
- определение уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к естествознанию, а также степени его интенсивности;
- выполнение на уроках учебных экспериментов, предлагаемых программой по окружающему миру «Начальная школа XXI века”;
- разработка и применение учебных экспериментов по отдельным темам программы окружающего мира;
- создание в ходе использования опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира педагогических условий для формирования познавательного интереса младших школьников к естествознанию;
На констатирующем этапе эксперимента обследовались 15 учащихся третьего класса, на вопросы анкет ответили 10 учителей (из них 4 учителя начальных классов), 15 родителей учащихся. Использовались анкеты и тесты для родителей и учителей, задания для детей, интервью с учащимися 1 – 4-х классов, наблюдение. Из анкет мы узнали, как учителя относятся к методу учебного эксперимента и как часто применяют его на уроке (см. приложение 1).
Из интервью с младшими школьниками мы узнали, интересно ли им проведение опытов на уроках окружающего мира, и как часто они хотели бы заниматься этой работой самостоятельно.
Изучение научно-методической литературы, позволило нам мы выделить для своей экспериментальной работы критерии оценки уровня познавательного интереса младших школьников к естествознанию. Мы выбрали следующие критерии:
• отношение младших школьников к школьному предмету «Окружающий мир»;
• чтение учащимися дополнительной литературы по естествознанию;
• активность учащихся на уроках «Окружающего мира»
Для выяснения на констатирующем этапе эксперимента отношения младших школьников к школьному предмету «Окружающий мир» была применена методика «Составь расписание». Анализ результатов этой работы показал, что любимыми предметами в третьем классе начальной школы являются «Окружающий мир» и математика, на втором месте - рисование и чтение. Ещё меньше голосов получили такие школьные предметы как русский язык, физкультура и технология. Можно сделать вывод, что большинству третьеклассников интересен предмет «Окружающий мир».Из таблицы 1 (Приложение 2) также видно, что третьеклассники проявляют повышенный интерес не к одному, а к нескольким школьным предметам. Это подтвердили и наблюдения за младшими школьниками на их «любимых» уроках. Полученные данные об уровне познавательного интереса младших школьников к естествознанию по критерию «отношение к предмету «Окружающий мир» были занесены в таблицу «Динамика уровня познавательного интереса по критерию «отношение к предмету «Окружающий мир»» (Приложение 3). На констатирующем этапе по данному критерию мы получили следующие результаты: высокий уровень познавательного интереса у 27%, средний – у 33%, низкий у - 40% учащихся.
Познавательный интерес младших школьников к естествознанию мы выявляли путём ознакомления с их читательскими предпочтениями. Для этого мы использовали анкету изучения читательских интересов (текст анкеты в Приложении 4).
Результаты анкеты были следующие: 47 % учащихся любят и часто читают книги о природе; 27 % - любят такие книги, но читают их редко; не любят и не читают – 13%; любят читать совсем другие книги – 13% учащихся класса. Результаты анкетирования содержатся в обобщающей таблице «Динамика уровня познавательного интереса по критерию «Чтение литературы по естествознанию» (приложение 5).
Третий критерий оценки уровня познавательного интереса младших школьников к естествознанию – активность детей на уроках окружающего мира. Мы провели наблюдение за активностью младших школьников на тех уроках, на которых опытно-экспериментальная работа не проводилась. Показатели активности детей были следующие: степень добровольного участия в учебном процессе; эмоциональное отношение к учебной деятельности; задаваемые детьми вопросы по теме урока; желание продолжить работу дома или после звонка. Данные о результатах наблюдений были занесены в обобщающую таблицу «Динамика активности младших школьников на уроке окружающего мира на начало и конец эксперимента» (Приложение 6). В графу «высокая активность» заносились показатели тех детей, которые работали по собственному желанию в течение всех, наблюдаемых нами уроков, работали с удовольствием, проявляли заинтересованность, творчество и фантазию при решении проблемных задач, делали добровольные сообщения по теме урока, продолжали учебную работу после звонка, задавали учителю содержательные вопросы по теме урока.
В графу «средняя активность» заносились показатели детей, которые были активны, но не на всех уроках, не всегда приступали к работе по собственной инициативе, но в целом демонстрировали положительное отношение к уроку, заинтересовано слушали учителя.
В графу «низкая активность и пассивность» заносились показатели детей, которые на большинстве наблюдаемых нами уроков отвлекались, не внимательно слушали учителя, по собственному желанию не поднимали руку, чтобы ответить, не задавали вопросов, а также - скучали, «смотрели в окно», занимались посторонними делами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.