Чтобы оценить уровень познавательного интереса младших школьников к естествознанию по трём, выбранным нами критериям познавательного интереса, была использована балльная система. Высокий уровень по одному из критериев условно был принят за 3 балла, средний за - 2 балла, а низкий за - 1 балл. Ученик, набравший по трём критериям оценки сумму от 8 до 9 баллов, имеет высокий уровень развития познавательного интереса к естествознанию; ученик, набравший от 5 баллов до 7 баллов включительно – средний уровень; ученик, набравший менее 5 баллов, имеет низкий уровень познавательного интереса. Низкий уровень познавательного интереса к естествознанию характеризуется слабой выраженностью (интенсивностью), неустойчивостью, потребностью во впечатлениях вообще; второй уровень – умеренной выраженностью, относительной устойчивостью (ситуативностью), любознательностью; третий уровень, высший – сильной выраженностью, устойчивостью и связью с социально значимой деятельностью (приложение 8).
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента, оценив учащихся по трем выбранным нами критериям, мы получили следующие результаты: на уроках окружающего мира, где учитель не использовал опытно-экспериментальную работу, а применял исключительно вербальное обучение, меньшая часть учащихся (27 %) проявляла высокий, стабильный интерес к изучению естествознания; 40 % учащихся проявляли средний (ситуативный) интерес, в зависимости от темы урока и вида деятельности; 33% учащихся продемонстрировали низкий уровень познавательного интереса или, даже, полное его отсутствие на отдельных уроках (рис.1.)
Рис.1.
Формирующий этап эксперимента. Нами были поставлены следующие задачи формирующего этапа эксперимента:
1. Провести уроки, на которых организовывать опытно-экспериментальную работу учащихся (запланированную по программе «Начальная школа XXI»);
2. Дополнить отдельные уроки «Окружающего мира» проведением детских микроисследований (в том числе разработанных нами);
3. Создавать на уроках педагогические условия, при которых опытно-экспериментальная работа, будет способствовать формированию познавательного интереса учащихся к естествознанию.
Мы провели 5 уроков «Окружающего мира» с использованием программных и разработанных нами (в качестве дополнения) опытов и экспериментов (приложения 10, 11, 12, 13, 14).
На этих уроках младшие школьники выступали в роли исследователей, предложенная им опытно-экспериментальная работа создавала благоприятные условия для активной умственной деятельности на уроке. В результате активность детей на уроке заметно повысилась, что отражено нами в таблице «Динамика активности младших школьников на уроке окружающего мира на начало и конец эксперимента» (приложение 6). Во время самостоятельного выполнения младшими школьниками опытов, их лица выражали не только заинтересованность, но и удивление, и радость от возникшей догадки, а после звонка большинство детей хотели продолжать опытно-экспериментальную работу.
Анализ ответов на вопросы, предложенные младшим школьникам на контрольном этапе эксперимента, На контрольном этапе эксперимента нами были отмечены позитивные изменения по трём выбранным нами критериям (таблица 2.4.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.