Выявление отношения младших школьников и учителей начальных классов к использованию опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира, страница 2

Чтобы оценить уровень познавательного интереса младших школьников к естествознанию по трём, выбранным нами критериям познавательного интереса, была использована балльная система. Высокий уровень по одному из критериев условно был принят за 3 балла, средний за - 2 балла, а низкий за - 1 балл. Ученик,  набравший по трём критериям оценки сумму от 8 до 9 баллов, имеет высокий уровень развития познавательного интереса к естествознанию; ученик, набравший от  5 баллов  до 7 баллов включительно – средний уровень; ученик, набравший менее 5 баллов, имеет низкий уровень познавательного интереса. Низкий уровень познавательного интереса к естествознанию характеризуется слабой выраженностью (интенсивностью), неустойчивостью, потребностью во впечатлениях вообще; второй уровень – умеренной выраженностью, относительной устойчивостью (ситуативностью), любознательностью; третий уровень, высший – сильной выраженностью, устойчивостью и связью с социально значимой деятельностью (приложение 8).

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента, оценив учащихся по трем  выбранным нами критериям, мы получили следующие   результаты: на уроках окружающего мира, где учитель не использовал опытно-экспериментальную работу, а применял исключительно вербальное обучение, меньшая часть учащихся (27 %) проявляла высокий, стабильный интерес к изучению естествознания; 40 % учащихся проявляли средний (ситуативный) интерес, в зависимости от темы урока и вида деятельности; 33% учащихся продемонстрировали низкий  уровень познавательного  интереса или, даже,  полное его отсутствие  на отдельных уроках (рис.1.)

Рис.1.

Формирующий этап эксперимента. Нами были поставлены следующие  задачи формирующего этапа эксперимента:

1.  Провести  уроки, на которых организовывать опытно-экспериментальную работу учащихся (запланированную по программе «Начальная школа XXI»);

2.  Дополнить отдельные уроки «Окружающего мира» проведением детских микроисследований (в том числе разработанных нами); 

3.  Создавать на уроках педагогические условия, при которых опытно-экспериментальная работа, будет способствовать формированию познавательного интереса учащихся к естествознанию.

Мы провели 5 уроков «Окружающего мира» с использованием программных и  разработанных нами (в качестве дополнения) опытов и экспериментов (приложения 10, 11, 12, 13, 14).

На этих уроках младшие школьники выступали в роли исследователей, предложенная им опытно-экспериментальная работа  создавала благоприятные  условия для активной умственной деятельности на уроке. В результате активность детей на уроке заметно повысилась, что отражено нами в таблице «Динамика активности  младших школьников на уроке окружающего мира на начало и конец эксперимента» (приложение 6). Во время самостоятельного выполнения младшими школьниками опытов, их лица выражали не только  заинтересованность,  но и удивление, и радость от возникшей догадки, а после звонка большинство детей хотели продолжать опытно-экспериментальную  работу.

Анализ ответов на вопросы, предложенные младшим школьникам на контрольном этапе эксперимента, На контрольном этапе эксперимента нами  были отмечены позитивные изменения по трём выбранным нами критериям (таблица 2.4.).