Для оценки уровня познавательного интереса учащихся к естествознанию на контрольном этапе эксперимента по трём выбранным нами критериям мы снова использовали балльную систему. На контрольном этапе эксперимента были получены следующие результаты: на уроках окружающего мира, где учитель использовал опытно-экспериментальную работу, 33 % учащихся проявили высокий, стабильный познавательный интерес к изучению естествознания; 60 % учащихся проявили средний (ситуативный) познавательный интерес, который зависел от темы урока и вида деятельности; 7% учащихся продемонстрировали низкий уровень познавательного интереса.
Динамика уровня познавательного интереса к естествознанию по трём критериям на начало и конец эксперимента (%%)
Уровни понавательного интереса к естествознанию |
Высокий уровень в % |
Средний уровень в % |
Низкий уровень в % |
|||
Этапы Критерии |
Конст. |
Контр |
Конст |
Контр |
Конст |
Контр |
Отношение к школьному предмету «Окружающий мир» |
27 |
40 |
33 |
47 |
40 |
13 |
Чтение литературы по естествознанию |
47 |
53 |
27 |
40 |
26 |
7 |
Активность учащихся на уроках «Окружающего мира» |
27 |
33 |
27 |
60 |
46 |
7 |
Сравнительные данные по констатирующему и контрольному этапу эксперимента помещены в балльной таблице «Сравнительная таблица уровней познавательного интереса учащихся к естествознанию на начало и конец эксперимента» (приложение 8; таблица 2.5.; рис. 2.).
Рис.2.
ТТаблица 2.5.
Сравнение уровней познавательного интереса на начало и конец эксперимента
Констатирующий этап (уровни и соответствующее количество детей) |
Контрольный этап: (уровни и соответствующее количество детей) |
высокий - 4 (27)%; средний – 6 (40%); низкий – 5 (33%) |
Высокий - 5 (33%)%; Средний - 9 (60%); Низкий -1(7%) |
Из таблицы 2.5. видно, что в конце эксперимента уровень познавательного интереса к естествознанию у большинства учащихся класса изменился в лучшую сторону. Количество учащихся с высоким уровнем познавательного интереса к естествознанию увеличилось с 27 % до 33%; со средним уровнем также увеличилось с 40% до 60%; а вот количество учащихся с низким уровнем познавательного интереса к естествознанию уменьшилось до 7%. Низкий уровень познавательного интереса на контрольном этапе эксперимента был отмечен только у одного ученика.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что использование опытно-экспериментальной работы на уроках «Окружающего мира» эффективно формирует познавательный интерес младшего школьника к естествознанию. Следовательно, её как можно чаще нужно включать в уроки «Окружающего мира» для решения разнообразных дидактических задач. В вариативные программы по «Окружающему миру» опыты и эксперименты следует включить в большем объёме.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.