Желательным, но не обязательным является применение статистических методов анализа результатов исследования. Если планируется представление курсового исследования в форме доклада на научной студенческой конференции или статьи в сборнике научных студенческих работ, необходимо проконсультировавшись с руководителем, использовать математические методы.
Таким образом, в данной части курсовой работы подробно представляются и описываются фактические объективные данные о психологических особенностях испытуемых полученные в ходе исследования.
Следующий раздел 2.4. Обсуждение результатов. В данном разделе автор, интерпретирует полученные данные в контексте цели и гипотезы исследования. Поэтому целесообразно в первых строках обсуждения повторить определения этих элементов методологического аппарата исследования. Например:
Целью представленного исследования было изучение особенностей структуры интеллекта студентов различных специальностей. Предполагалось, что студенты гуманитарных факультетов имеют более развитые вербальные способности, а технических – невербальные. Диагностика показала, что …
В данном разделе полученные результаты вначале интерпретируются в соответствии с описанием использовавшихся стандартных методик, а затем автор должен попытаться объяснить, почему получись с его точки зрения именно такие результаты. Например:
Исследование свойств внимания учащихся показало, что 50% учащихся имеют высокие показатели переключаемости. У другой половины учащихся показатели переключаемости внимания во время занятий низкие.
Переключение внимания означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом, переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у испытуемых, т.к. зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Низкие показатели переключаемости внимания некоторых учеников, возможно, объясняются тем, что они плохо поняли задание или у них не было желания выполнять его.
При обсуждении результатов по возможности должно проводиться сопоставление данных полученных в описываемом исследовании с данными прототипных исследований (которые анализировались в параграфах первой главы работы). Кроме этого, данные теоретического анализа могут привлекаться для интерпретации и объяснения результатов.
Структура заключения соответствует последовательности задач, которые ставил перед собой автор. Кроме этого в заключении отмечаются недостатки исследования и пути их исправления, возможные перспективы данного направления исследований и его практическое значение.
5. Алгоритм выполнения курсового исследования
А) выбор темы.
Выбирая тему будущей курсовой работы, учитывайте, что вам придется проводить эмпирическое исследование реальных людей, при этом количество испытуемых должно быть достаточно большим (рекомендуется примерно 20 человек). Если у вас есть близкие люди, работающие в школе или другом образовательном учреждении, которые могут помочь вам найти испытуемых, выбирайте тему, предполагающую исследование на соответствующей выборке.
Кроме этого выбирайте тему, интересующую вас лично, возможно те проблемы, которые вас волнуют, изучались психологической наукой, и вы найдете ответы на свои вопросы.
Б) следующим шагом после выбора темы, должна стать работа с библиотечным каталогом. Просмотрите карточки предметного каталога на тему «психология», выписывайте авторов, названия, год и место издания тех публикаций в названии которых есть сходство с вашей темой. Чтобы уточнить зону поиска, проконсультируйтесь у своего научного руководителя – преподавателя, ведущего семинары и практические занятия по психологии, – к какой отрасли психологии имеет отношение выбранная тема и какие психологические категории вы должны рассмотреть.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.