Требования к оформлению текста курсовой работы. Этапы и методы психологического исследования, страница 2

 


Рис. 1. Эмпирические методы психологии

3.  Количественная и качественная обработка данных исследования. Этот этап включает применение методов математической статистики и качественную интерпретацию получаемых данных (разбиение данных на классы, выделение типов и т.д.).

4.  Интерпретация результатов исследования в соответствии с целями и задачами, в контексте выдвигавшейся гипотезы. Интерпретируя результаты, исследователь  может рассматривать их как показатели развития, с выделением определенных фаз, стадий и т.п., как правило,  этот метод интерпретации (генетический) применяется в лонгитюдных исследованиях. Структурный метод интерпретации предполагает выделение связи между отдельными характеристиками.

Проведенное психологическое исследование должно быть описано в соответствии с определенными требованиями,  обеспечивающими воспроизводимость научного знания, т.е.  описание должно позволять максимально точно повторить проведенное исследование. Это необходимо, так как современная наука  считает объективно существующими те факты и закономерности, которые одинаково проявляются в соответствующих условиях.

3. Понятийный аппарат научного исследования

Понятийный аппарат научного исследования включает в себя: определение его цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, описание методики. Помимо этого необходимо обосновывать  актуальность исследования (важность изучения именно этих явлений в данной ситуации), новизну (что нового, по сравнению с имеющимися в науке сведениями, позволит получить ваша работа), практической значимости (как на практике можно будет использовать результаты, в чем и полезность).

В тексте курсовой работы методологический аппарат должен быть описан во введении, а в процессе работы над исследованием определен на первом подготовительном этапе, т.е. обосновывается в  теоретической части курсовой работы.

Объектом  исследования в студенческой курсовой работе может быть любое психическое явление (внимание, память, темперамент и т.п.) или его особенности в определенной группе людей (память младших школьников, особенности кратковременной памяти учащихся старших классов и т.п.).  Как правило, эти понятия, указывающие на объект исследования, задают тему работы. Например, если тема: «Наглядно-действенное мышление и его развитие в процессе обучения», -  то во введении нужно написать, что такое «наглядно-действенное мышление», как объект данной работы.

Предмет исследования это часть или сторона объекта (скорость запоминания, тип темперамента и т.п.), а также связь между особенностями психики или с объективными характеристиками испытуемых (связь уровня интеллектуального развития и успеваемости, влияние профессиональной деятельности на развитие способностей и т.п.).

Цель исследования может быть теоретической (выявить особенности памяти в определенном возрасте) или практической (определить особенности интеллектуального развития для разработки коррекционной и развивающей программы).

Формулировка задач курсовой работы должна отражать общее содержание работы. Как правило,  две задачи по теоретическому анализу  решаются при написании первой главы курсовой работы, и их формулировка соответствует названиям параграфов первой главы. Пример: 

Задачи исследования:

2)  Рассмотреть понятие «способности»;

2) Выделить особенности развития  познавательных способностей в подростковом возрасте.

В соответствии с этими задачами первая глава и ее разделы могут иметь следующие названия:

Глава 1. Представление о способностях в психологической науке

1.1.  Виды способностей и их структура.

1.2.  Развитие способностей

Третья и последующие  задачи должны отражаться в структуре второй главы. Например:

3)  Подобрать методы для диагностики познавательных способностей подростков;

4)  Провести диагностику способностей учеников 7 класса;

5)  Проанализировать  полученные результаты.

Гипотеза исследования, это предположение о возможной связи или взаимном влиянии каких-либо психических явлений, а также о возможном результате исследования. Например:    высокий уровень развития наглядно-образного мышления имеют студенты хорошо успевающие по предмету «начертательная геометрия».