Выполнение задания позволяет оценить продуктивность внимания – количество просмотренных букв за 5 минут и точность выполнения, которая расчитывается по формуле.
Описание процедуры исследования должно содержать указание на то, каким образом испытуемые привлекались к участию в работе. Это важно, так как может существенно повлиять на результаты исследования. Например:
1. В исследовании принимали участие мои знакомые, которых я попросил мне помочь.
2. Тестирование проводилось на уроке математики, и учитель сказала, что по результатам будет судить о том, кто заслуживает положительной оценки.
В первом случае испытуемые добровольно участвовали в эксперименте, не чувствовали ответственности за результаты, во втором были напряжены, обеспокоены и это важно учитывать при анализе и интерпретации результатов.
В разделе 2.3. Результаты исследования приводятся данные о психике испытуемых, полученные в ходе экспериментов. Эти данные должны быть в обобщенной табличной форме. Пример:
Таблица 1.
Результаты оценки свойств внимания учащихся
ФИО учащегося |
Свойства внимания |
||
Устойчивость |
распределение |
Переключение |
|
1. Буг П. С. |
99 |
1 |
1.22 |
2. Бун А. О. |
110 |
1 |
0.77 |
3. Гол Е. Ю. |
92 |
2 |
0.90 |
4. Гол Е. М. |
98 |
3 |
1.57 |
5. Ков О. С. |
99 |
2 |
0.82 |
… |
|||
… |
|||
… |
|||
Средние |
Исходя из требований этики психологического исследования, фамилии испытуемых не должны приводиться полностью.
После или перед таблицей приводится ее описание, которое должно включать пояснения к приведенным показателям и содержать элементы анализа. Так, целесообразно указать на самый высокий, самый низкий и средние показатели по каждому исследованному параметру. Например:
В таблице №1 представлены результаты оценки свойств внимания учащихся девятого класса. Самый высокий показатель устойчивости внимания в данной выборке испытуемых – X, а самый низкий Y, средний результат составил Z. Устойчивость внимания оценивалась по количеству знаков просмотренных до первой ошибки.
Результаты исследования целесообразно представлять и в наглядном виде. Это могут быть графики, диаграммы и т.п.., отражающие процентное соотношение между различными подгруппами испытуемых или различия в средних показателях, или абсолютных максимальных и минимальных значениях. Например:
Рисунок 1. Распределение оценок уровня развития познавательных способностей, полученных по методике «Матрицы Равена», относительно среднего показателя.
Рисунок 1. Распределение оценок уровня умственного развития (по методике ШТУР).
Если гипотеза исследования предполагает наличие связи между двумя группами параметров, то результаты должны быть представлены в такой форме, которая позволяла бы в общем судить о ее подтверждении.
Например, если в гипотезе предполагается, что студенты с высоким уровнем развития невербального интеллекта имеют более высокие оценки по предметам технического цикла, необходимо в группе испытуемых выделить подгруппы, состоящие из испытуемых с существенно различающимися уровнями развития невербального интеллекта и определить средние оценки по техническим предметам в данных группах. При этом результаты могут быть представлены следующим образом:
Таблица 3.
Показатели развития невербального интеллекта и успеваемость по техническим предметам
Уровень Невербального интеллекта |
Успеваемость по техническим предметам |
||
Прикладная механика |
Электротехника |
Средний балл |
|
Низкий |
3, 2 |
3, 3 |
3, 25 |
Средний |
3, 4 |
3, 5 |
3, 45 |
Высокий |
4, 4 |
3, 7 |
4, 05 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.