Представленные выше методики являются субъективными способами оценки настойчивости.
1.3. Опросник диагностики настойчивости. Общий анализ методики
А.Дакворст и соавторами была разработана компактная методика для диагностики этого качества, которая показала хорошие психометрические показатели и способность предсказывать разного рода академические и другие переменные (как в американской, так и в российской выборках). Опишем данный психодиагностический инструмент.
Настойчивость в методике представляет собой конструкт, состоящий их 2 компонентов – концентрация, сосредоточение на деятельности, которую выполняешь, и упорство в достижении поставленных целей.
Опросник содержит 12 пунктов, отражающих 2 компонента (фактора) – согласованность интересов и настойчивость в предпринимаемых усилиях. Стоит отметить, что распределение утверждений по факторам несколько отличается от англоязычной версии, где наблюдается равномерное распределение – по 6 утверждений. В русскоязычной используемой версии к первому фактору относится 5 утверждений, а ко второму – 7.
Данные анализа пунктов опросника показывают его надежность – внутренняя согласованность пунктов (r=0,85) и по двум факторам (r=0,84 и r=0,78 соответственно). []
Утверждения оцениваются по 5 балльной шкале (шкала Ликерта), где минимальная степень согласия выражена в утверждении «не согласен», а максимальная степень согласия – «полностью согласен».
Позднее авторами был разработан второй вариант данной методики GRIT-S (2009) с 8 пунктами, который также продемонстрировал высокие показатели надежности, оба фактора показали высокую внутреннюю согласованность r=0,59, которая авторами рекомендуется как наиболее экономичный вариант.
Из первоначального варианта методики авторами были исключены первые 4 пункта, что позволило уменьшить объем работы по обработке результатов, но повысило психометрические свойства теста. []
Русскоязычный вариант опросника используется исследователями в России (Т.О.Гордеева, Е.Н.Осин, 2010).
.О.Гордеевой и А.О.Сычевым установлено, что студенты с высокими показателями академических достижений демонстрируют больший уровень упорства и настойчивости в достижении целей (от 0,21 до 0,35 для разных сессий, с общим средним 0,29, все корреляции значимы при p < 0,01). настойчивость надежно связана с академической успеваемостью, объясняя около 8% ее дисперсии. Важная роль настойчивости подтверждается также и результатами сравнения уровня настойчивости у студентов, успешно продолживших обучение и тех, кто впоследствии был отчислен из вуза (за первые два года обучения, N = 13), которые показывают, что у первых уровень настойчивости значимо выше, чем у вторых(t(116) = 2,42; p < 0,05) []
Настойчивость – это результат продуктивного мотивационного процесса, который основывается на внутренней, то есть интересе к осуществляемой деятельности, удовольствии от решения сложных задач и преодоления трудностей, а также на адекватной саморегуляции, целеустремленности и самоконтроле, а также оптимистическом мышлении и вере в контролируемость процесса достижения поставленных перед собой целей. В совокупности эти компоненты составляют личностный смысл настойчивости, ее эффективность в достижение успешного результата. Другими словами, настойчивость является естественным следствием мотивационного процесса и ее необходимо развивать, а не начинать формировать с нуля.
Также необходимо указать, что настойчивость – это важное поведенческое проявление мотивации поведения, его стимулирующая сторона.
Цель эмпирического исследования на данном этапе – провести анализ пунктов русскоязычной версии опросника GRIT и на его основе составить рекомендации по их улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Блок вопросов диагностики настойчивости был включен в анкету для школьников 11 классов и студентов 1 курса учебных заведений различных регионов России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.