Можно выделить несколько подходов при анализе настойчивости: аналитический и системный. Особенности рассмотрения изучаемого нами качества в том или ином ключе будут определяться подходом.
Аналитический подход исторически более ранний. В рамках него изучаются отдельные стороны или аспекты настойчивости, вне их связей и отношений между собой. Так, автономно изучаются динамические, мотивационные, регуляторные, продуктивные компоненты проявления настойчивости (В.Н. Селиванов, А.И.Высоцкий, А.В.Полтев, А.И.Самошин).
Это, прежде всего, такие признаки настойчивого поведения, как длительность удержания цели, устойчивость и постоянство усилий, выраженность стремлений к завершению начатых дел, готовность к преодолению трудностей и самоконтролю и т. д. Эти характеристики могут быть изучены и измерены с помощью субъективных опросников и методик.
А. И. Высоцкий (1982), изучая проявление упорства, выявил целый ряд внутренних причин, которые побуждали испытуемых продолжать решать поставленную в эксперименте задачу: наличие интереса; стремление быть не хуже других; стремление доказать себе, что можешь решить эту задачу; осмысленный подход к решению задачи (работа по определенной системе). Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. []
К динамическим характеристикам настойчивости относятся такие как сила – мера выносливости, развитости физического волевого усилия; широта, то есть разнообразие деятельностей, в которых применяется настойчивость; устойчивость, а именно, степень постоянства волевого усилия в различного рода ситуациях.
Под мотивационными компонентами подразумевают направленность настойчивости, а именно, социально значимая, либо личностная.
Регуляторные − определяются особенностью локуса контроля, который проявляется – внутренний или внешний.
Системное изучение настойчивости осуществлялось на основании целостного единства динамических, мотивационных, регуляторных, продуктивных компонентов (А.И. Крупнов, О.Б. Барабаш, Т.А. Сокова, Д.А. Шляхта, Н.Н. Будрейка, И.А. Пономарева). [] [][]
В работах А.И. Крупнова (1988, 1990) показано, что различные аспекты одного и того же свойства личности имеют свои качественные и количественные характеристики, которые находятся в определенных взаимоотношениях между собой, свидетельствуя о сложной, многомерно-функциональной организации личностного свойства. На этой основе им была разработана системно-функциональная модель, предполагающая, что любое свойство личности включает в себя, динамический, мотивационный, когнитивный, продуктивный, эмоциональный и регуляторный компоненты.
Настойчивость – это система мотивационно смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих длительность удержания субъектом, цели и преодоление препятствий на пути к ней.
В исследовании И.А. Пономаревой (1994) представлена иная типология настойчивости − интернально-эргическая, избирательная, результативно-смысловая, аэргическая и экстернальная. И.А. Пономарева представила общую структуру настойчивости и отдельных ее типов.
От уровня развития настойчивости зависят успешность приобретения знаний, умственное и физическое развитие человека в целом, а также эффективность его деятельности.
В психологии за рубежом проблема настойчивости решается в рамках двух подходов – системного или аналитического, но в русле нескольких направлений, которые рассматривают ее как свойство характера, как устойчивость к угасанию деятельности, как поисковая деятельность.
Настойчивость как свойство характера, определяющее поведение, связана с физиологическими особенностями и рассматривается как физическая выносливость организма. Настойчивость – это свойство характера, внешне проявляющееся через поведение (R.S.McArthur 1955, D.G.Ryans 1938). Исследуя количество попыток, предпринимаемых для достижения цели и потраченного времени на решение той или ной задачи Р.МакАртур и Д.Райянс установили, что настойчивость включает в себя 2 компонента – физический и интеллектуальный.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.