Боковой ствол может быть представлен тремя вариантами конструкции эксплуатационного забоя:
- открытого типа со спуском фильтров для горизонтальных скважин (ФГС);
- открытого типа с комплексом регулируемого разобщения интервалов горизонтального забоя (многопакерной системой);
- закрытого типа со сплошным цементированием «хвостовика», включая интервал горизонтального участка.
Конструкция открытого типа предусматривает установку пакера (ПДМ) или пакера-манжеты и манжетное цементирование. При конструкции эксплуатационного забоя закрытого типа осуществляется сплошное цементирования «хвостовика» в одну ступень.
Заканчивание БС предусматривает обсаживание пробуренного ствола «хвостовиком» с подвеской его в эксплуатационной колонне основного ствола на специальном клиновом устройстве с пакером. Вверх «хвостовика» должен находится в эксплуатационной колонне основного ствола выше зоны фрезирования.
В случае открытого эксплуатационного забоя «хвостовик» включает:
- посадочный адаптер;
- подвеску «хвостовика»,
- обсадные трубы;
- пакер с муфтой манжетного цементирования или пакер- манжету;
- фильтры (ФГС) или комплекс регулируемого разобщения (многопакерную систему);
- центраторы;
- башмак.
В случае закрытого эксплуатационного забоя конструкция «хвостовика» следующая:
- посадочный адаптер;
- подвесное устройство;
- обсадные трубы;
- центраторы;
- стоп-кольцо;
- обратный клапан;
- перфорированный патрубок;
- башмак.
После проработки ствола скважины и сборки «хвостовика» вместе с посадочным устройством и разъединителем производится спуск колонны на бурильных трубах.
При достижении башмаком «хвостовика» интервала забуривания осуществляется промежуточная промывка.
При достижении требуемой глубины (забоя) осуществляются подвеска и разгрузка «хвостовика» в эксплуатационной колонне с помощью клинового устройства. Разгрузкой и натяжкой на вес «хвостовика» проверяется фиксация его клиновой подвеской.
Затем производится рассоединение бурильной колонны с «хвостовиком» путем её вращения. При необходимости эту операцию можно выполнять после окончания цементирования.
После отсоединения установочного инструмента от «хвостовика» осуществляются закачка и затвердение расчетного количества цементного раствора.
Перед тампонажным раствором закачивается буферная жидкость. В качестве буферной жидкости рекомендуется использовать техническую воду с добавкой 0,2% НТФ, а также ПАВ в количестве 0,6%.
«Хвостовик» крепится цементным раствором с плотностью не менее 1800 кг/м или материалом, соответствующим ему по всем з параметрам качества. Тампонажный раствор рекомендуется обрабатывать реагентом "Tylose Е-29651" из расчета 0,25 - 0,3 % реагента от массы сухого цемента или другими понизителями водоотдачи. При приготовлении цементного раствора обязательно применять осреднительную емкость. В качестве перспективных тампонажных растворов для крепления рекомендуется составы на базе направляющих добавок.
Процесс цементирования осуществляется с использованием компонентов продавочных пробок, обеспечивающих качество и надежность технологического процесса крепления и раскрытия пакерующих элементов в случае эксплуатационного забоя БГС открытого типа (ПДМ, многопакерная система и т.п.), в соответствии с инструкциями применяемых технических средств и технологий.
После окончания цементирования посадочный инструмент поднимается до выхода из сальникового узла и скважина промывается выше верха «хвостовика».
После промывки скважины, от цементного раствора приводится в действие пакерующий элемент подвески «хвостовика».
Исходные данные:
Диаметр эксплуатационной колонны D экс. колонны 168 мм;
Толщина стенок 8,94*7,32*10,6 мм;
Диаметр хвостовика 101,6 мм;
Толщина стенки 6,5 мм;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.