Применение микроэкономических моделей к анализу структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области

Страницы работы

Содержание работы

Федеральное государственное бюджетное  образовательное 

учреждение высшего профессионального образования  

«Волгоградский государственный университет»

Факультет управления и региональной экономики

Кафедра ММИЭ

Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» 

на тему «Применение микроэкономических моделей к анализу структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области».

Выполнила:

Студентка группы ММЭ-101

Научный руководитель:

старший преподаватель 

кафедры ММИЭ 


Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Рыночная власть и ее измерение с помощью индекса Лернера. 4

Глава 2. Модификация индекса Лернера для случая нескольких и возможности его применения для описания олигополии. 9

Глава 3. Количественные характеристики отраслевой структуры рынка, основанные на применении индекса Лернера. 13

Глава 4. Измерение рыночной власти и характеристика структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области. 15

Заключение. 22

Список литературы. 23

Введение

Главным инструментом достижения целей социально-экономического развития является конкурентная политика. В России пока не сформирован конкурентный рынок нефтепродуктов. Существует несколько доминирующих хозяйствующих субъектов − вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые ведут свою ценовую политику. Зачастую на рынке возникают различные барьеры и ограничения для входа на рынок.  ВИНКи используют трансфертное ценообразование, следствием чего является непрозрачность формирования цен. К тому же сведения о состоянии конкуренции на рынке нефтепродуктов противоречивы.

Согласно данным Росстата России на 1 января 2011 года средние потребительские цены на дизельное топливо выросли на 34%, на бензин марки А−76 на 10%, марок АИ−92 и АИ−95 на 9 и 8% соответственно. Увеличение цен в оптовом сегменте является причиной изменения цен на мелкооптовом и розничном сегментах рынка нефтепродуктов.

Значительное повышение цен приводит к ущемлению независимых участников рынка, ограничению конкуренции. Увеличение расходов на нефтепродукты отрицательно влияет на уровень заработной платы и состояние эффективной занятости работников транспортных отраслей.

Все вышесказанное можно справедливо отнести и к Волгоградской области. В нашем регионе также существует острая необходимость развития конкуренции в нефтяном секторе экономики, целью которого является создание условий для эффективного функционирования различных сегментов рынка.

Необходим подробный качественный и количественный анализ розничного рынка нефтепродуктов в Волгоградской области, с помощью которого можно будет в дальнейшем выделить меры, способные улучшить сложившуюся ситуацию.  Его можно осуществить на основе известных науке микроэкономических моделей.


Глава 1. Рыночная власть и ее измерение с помощью индекса Лернера

В рыночной экономике всегда существует конкуренция между производителями товаров и услуг. Это является одной из важнейших ее черт. В рыночной среде, как правило, сталкиваются экономические интересы разных предприятий. Следовательно, когда фирма начинает функционировать и планировать объем выпуска и цену продукции, ей необходимо изучить особенности конкурентной среды.

Введем понятие рыночной структуры. Под рыночной структурой понимают совокупность специфических признаков, которые отражают особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка.

Принято выделять четыре основные рыночные структуры[1]:

1.  Совершенная конкуренция

2.  Монополия

3.  Монополистическая конкуренция

4.  Олигополия

Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует любая фирма. Такими аспектами являются:

1.  Количество фирм в отрасли, от которого будет зависеть возможность отдельной фирмы влиять на равновесное состояние рынка.

2.  Контроль отдельной фирмы над рыночной ценой, большая степень которого характеризуется меньшим количеством конкурентов на рынке.

3.  Характер реализуемой продукции (стандартизированный или дифференцируемый товар). Чем выше степень неоднородности отраслевой продукции, тем больше существует возможностей оказать воздействие на цену товара, который эта фирма производит.

4.  Условия вступления в отрасль, то есть присутствие или отсутствие барьеров для входа в отрасль или выхода из нее. Если барьеры существуют, то это будет препятствовать вхождению на рынок новых фирм, и, как следствие, развитию конкуренции на данном отраслевом рынке.

5.  Уровень доступности экономической информации.

6.  Наличие неценовой конкуренции, которая имеет место только в ситуации дифференцируемого отраслевого продукта.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
368 Kb
Скачали:
0