Наименование хозяйствующего субъекта |
Доля рынка |
||||
ООО «ЛУКОЙЛ−НВНП», ООО «ДК Царицын» (группа лиц) |
0,61 |
0,82 |
0,24 |
1,23 |
4,08 |
ООО «ВИПОЙЛ» (с мая 2008 г. АЗС эксплуатирует ООО «ПРОЭКС») |
0,14 |
3,62 |
1,08 |
0,28 |
0,92 |
ООО «Волготранссервис» (с 01.08. 08 ООО «Нефтегазобеспечение») |
0,08 |
5,90 |
1,77 |
0,17 |
0,57 |
ЗАО «Энергосервис» (РОСНЕФТЬ) |
0,05 |
10,40 |
3,12 |
0,10 |
0,32 |
Составлено по результатам расчетов автора.
Показатель доли рынка производителя в объеме рынка для ООО «ЛУКОЙЛ−НВНП» показывает острую необходимость регулирования государством данного рынка нефтепродуктов и регулирования уровня цен в данной отрасли.
Более того, достаточно большие значения показателя монопольной власти для долгосрочного периода (более 0,36) свидетельствуют о высоком уровне рыночной власти.
Если рассматривать краткосрочные коэффициенты эластичности и краткосрочные показатели монопольной власти, можно сделать вывод о том, сто крупные нефтяные компании могут воспользоваться своей значительной монопольной властью даже в условиях резких ценовых колебаний в краткосрочной перспективе. Значения показателей монопольной власти у компаний ООО «ЛУКОЙЛ−НВНП» и ООО «ВИПОЙЛ» больше единицы, что не имеет смысла. Соответствующие коэффициенты эластичности свидетельствуют о неэластичном спросе на обслуживающих ими сегментах рынка. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о безусловной необходимости государственно регулирования данных сегментов рынка и рассмотрении возможной демонополизации данной отрасли.
Таким образом, в Волгоградской области рынок нефти и нефтепродуктов является отраслью с неразвитой конкуренцией, следствием чего является завышение цен на данный вид товара.
Рынок нефтепродуктов нерегулируемый, в связи с этим для влияния на сложившуюся ситуацию в данной отрасли требуются изменения в федеральном законодательстве.
Следующие меры по развитию конкуренции в данной отрасли видятся наиболее действенными и целесообразными:
§ обязательная продажа части объема произведенных ВИНК нефтепродуктов независимым участникам рынка;
§ разделение видов деятельности нефтяных компаний, запрет совмещения одним лицом деятельности по производству и оптовой реализации;
§ исключение избыточных административных барьеров входа в отрасль
Закрепление этих мер законодательно на федеральном уровне будет способствовать доступу независимых хозяйствующих субъектов к производимым нефтепродуктам, а главное обеспечит развитие конкуренции в данной отрасли на территории Волгоградской области.
Целью данной работы было проанализировать структуру рынка нефтепродуктов Волгоградской.
На территории Волгоградской присутствует явно выраженная олигополия. ВИНКи диктуют свою ценовую политику, не дают возможности новым предприятиям вступить в данную отрасль. К барьерам входа независимых компаний относят значительные первоначальные капитальные вложения, невозвратные издержки выхода с рынка, а также наличие экономические оправданного нижнего предела объема производства.
Для проведения количественного анализа структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области использовался показатель уровня рыночной власти (индекс Лернера) и его различные интерпретации, теоритическое обоснование которых представлено в работе.
В ходе анализа были выявлены абсолютные лидеры на рынке нефтепродуктов с самыми высокими долями в данной отрасли (ООО «ЛУКОЙЛ−НВНП» с долей 61 %, а также ООО «ВИПОЙЛ» −14 %). Самая высокая доля в общем объеме ООО «ЛУКОЙЛ−НВНП» может быть объяснена тем, что эта компания сама проводит и добычу, и переработку, и реализацию продукции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.