Применение микроэкономических моделей к анализу структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области, страница 6

2.  Ограниченность оптовых закупок нефтепродуктов независимыми от собственника завода−производителя организациями по отпускным ценам завода−производителя. Независимым участникам розничных рынков приходится оплачивать торговые надбавки крупных и мелких оптовиков.

3.  Риск дефицита топлива для обеспечения АЗС независимых розничных продавцов. Владельцами всех заводов по переработке нефти являются ВИНК и в случае дефицита они, в первую очередь, будут обеспечивать свою розничную сеть АЗС.

4.  Более высокие транспортные расходы независимых от ВИНК хозяйствующих субъектов на поставку нефтепродуктов из соседних регионов. Завышение расходов приводит к удорожанию товара.

5.  Наличие на рынке ценового лидера. В Волгоградской области ООО «ЛУКОЙЛ−НВНП» является ценовым лидером на рынке нефтепродуктов, так как имеет значительную долю на розничном, оптовом и мелкооптовом рынках.

6.  Консерватизм и сформировавшиеся потребительские предпочтения. Потребители ориентируются на бренд АЗС. Для увеличения продаж независимые участники рынков вынуждены вкладывать дополнительные средства в развитие собственного бренда.

7.  Высокие капитальные затраты на строительство АЗС.

8.  Эффект масштаба. На рассматриваемом рынке существование рентабельно при наличии достаточно развитой сети АЗС (не менее 5).

9.  Стратегия поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок.

Анализ поведения ООО «ЛУКОЙЛ−НВНП» показал, что сбытовая политика общества нацелена на рост розничных продаж, завоевание более высокой доли розничных рынков, расширение собственной сети АЗС.

Для анализа и измерения рыночной власти крупнейших российских нефтегазовых компаний используем микроэкономические модели, представленные в главе 2.

Для применения модели рыночного поведения олигополиста, нам необходимо знать доли крупных продавцов на рынке. Рассмотрим на примере розничного рынка автомобильного бензина марки АИ−80 (табл.3).

Таблица 3

Доли крупных продавцов на розничном рынке автомобильного бензина марки А-76 (АИ-80) г. Волгограда по данным 11 месяцев 2007 - 11 месяцев 2008гг.

Наименование хозяйствующих субъектов

Доля хозяйствующих субъектов на розничном рынке нефтепродуктов г. Волгограда

АИ−80

11 мес. 2007

11 мес. 2008

1

ООО «ЛУКОЙЛ−НВНП», ООО «ДК Царицын» (группа лиц)

58,47

61,26

2

ООО «ВИПОЙЛ» (с мая 2008 г. АЗС эксплуатирует ООО «ПРОЭКС»)

15,24

13,83

3

ООО «Волготранссервис» (с 01.08. 08 ООО «Нефтегазобеспечение»)

7,59

8,48

4

ЗАО «Энергосервис» (РОСНЕФТЬ)

4,18

4,81

Источник: Анализ розничного рынка автомобильного бензина марки А-76 (АИ-80) города Волгограда за период 11 месяцев 2007- 11 месяцев 2008 гг. // Информационный портал про автозаправочные станции. Режим доступа: http://www.topazs.ru/stat/display_stat.php?stat_id=145&razd=3&page=9

Известно, что спрос на нефть и нефтепродукты является неэластичным. Для большинства стран значения краткосрочного и долгосрочного коэффициентов эластичности спроса по цене колеблется около значений 0,5 и 0,15 соответственно[12]:

 

Применим результаты математического моделирования, приведенного в главе 2. Будем использовать следующие соотношения:

;

;

;.

Проведенные расчеты представлены в табл.4.

Таблица 4

Индивидуальные значения коэффициентов эластичности спроса по цене и показателей монопольной власти для хозяйствующих субъектов Волгоградской области (на 2008 год)