Ряд таких авторов, как Коркина М. В., Цивилько М. А., Марилов В. В [16], изучили группу девочек, состояющую из 17 человек, заболевание которых возникло еще до появления первых признаков пубертата (т.е. в 9—11 лет). С рождения, как говорят авторы [16, с.72], это были ослабленные дети, которые часто и долго болели различными простудными заболеваниями; дети, у которых наблюдалась склонность к диспепсическим реакциям. К еде такие дети относились по-разному, так как это отношение определялось и регулировалось их эмоциональным состоянием. Родители различными способами старались добиться у детей постоянного положительного отношения к еде. Ведь именно такое отношение к еде считалось основным критерием «хорошего поведения». Кормление детей при этом носило стеничный и насильственный характер и поэтому приводило к рвоте после перекармливания.
Во всех наблюдениях Коркиной М. В., Цивилько М. А. и Марилова В. В. [16], в семье отмечался неадекватный психологический климат, который был обусловлен личностными особенностями родителей.
По данным анамнеза видно, что изначально достаточно истощенные и болезненные дети к 6—7 годам становились намного крепче, они хорошо поправлялись и производили впечатление физически здоровых детей. В младшем школьном возрасте (1—3-й классы) дети отличались прилежанием, своевременным выполнением домашних заданий, при этом нередко забывая свои обычные детские игры и увлечения. Усердие позволяло таким детям отлично успевать по всем предметам, но не смотря на это их знания никогда не выходили за рамки учебника или того материала, который давал учитель на занятии.
Очень часто родители предъявляли к детям повышенные требования, загружая их разнообразными «полезными и престижными» занятиями ( чаще всего ими являются музыка, иностранные языки, рисование, художественная гимнастика, фигурное катание и т. п.). Следовательно, что уже в раннем детстве эти дети таких родителей были очень перегружены занятиями.
При наблюдениях Коркиной М. В., Цивилько М. А., Марилова В. В [16, с.77] было выявлено, что в некоторых семьях не совсем обычное отношение родителей к еде (культ еды в семье). У них была реакция гиперфагического типа на стрессовую ситуацию. В ряде семей много говорилось о том, что необходимо ограничивать себя в пище, для того, что бы не полнеть, так как полнота ассоциировалась с «грубостью», «неэстетичностью» и «вульгарностью». Матери этих больных часто применяли различные диеты. В присутствии детей можно было услышать постоянные разговоры о «внутренней и внешней красоте», о необходимости иметь «хрупкую воздушную фигуру», у детей воспитывалась неприязнь ко всему «жирному», «полному».
Во всех наблюдениях к началу нервной анорексии дети отличались немного повышенным питанием, что отличалось от их представления об идеальной фигуре. Еще до начала подросткового возраста эти девочки начали обращать внимание на свою внешность, находили себя слишком полными, тяжело переживали замечания окружающих по этому поводу, происходило постоянное сравнение своей внешности с «идеалом». Такое несоответствие желаемого и действительного и становилось тем самым источником постоянной психической травматизации, которое занимало все больше и больше места в мыслях и переживаниях детей. Таким образом, можно было говорить о формировании у больных сверхценной идеи излишней полноты, что очень быстро приводило к мысли о том, что необходимо улучшить свой внешнего вида путем сильного самоограничения в еде.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.