Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела, которые обозначают арабскими цифрами с точкой в конце (например, 1.). Номер подраздела состоит из номера раздела и его порядкового номера, разделенных точками. В конце номера подраздела также должна быть точка (например, 1.3.).
Нумерация соединений для краткости и наглядности обсуждения проводится с использованием арабских цифр, помещаемых в круглые скобки, например, 3-метил-4-фторбензойная кислота (9) при первом ее упоминании в тексте и кислота (9) или соединение (9) при последующих упоминаниях. Нумерация соединений должна соответствовать порядку их упоминания в тексте и на схемах реакций – только по возрастающей и без пропусков. Каждое химическое соединение может иметь только один номер.
Доклад на защите курсовой работы.
Cтудент докладывает полученные результаты в течение 10 мин, излагая существо работы четко и ясно, иллюстрируя сказанное схемами и таблицами. Оценка за курсовую работу складывается из трех параметров. Первый: качество и объем выполненной экспериментальной работы; второй: качество оформления отчета о проделанной работе; третий: доклад и ответы на поставленные на защите вопросы.
Существует несколько «правил хорошего доклада», которые приводятся здесь приблизительно по рангу их важности.
1. Постарайтесь включить в доклад только то, что Вам самому интересно и понятно. Это гарантирует внимание слушателей. Избегайте всего, в чем Вы пока недостаточно хорошо разобрались. Это оградит Вас от трудных и «неприятных» вопросов.
2. Хорошим тоном считается уложиться точно в отведенное время. Это свидетельство квалификации докладчика и одновременно – его уважения к слушателям.
3. К докладу полезно приготовить плакаты, надписи на которых хорошо различимы с самого последнего ряда слушателей. Если такой возможности нет – постарайтесь четко продумать, что и в какой последовательности Вы будете писать на доске мелом. Нумеруйте структуры римскими или арабскими цифрами (можно и буквами). Это потребуется для обсуждения.
4. Нельзя докладывать «по бумажке». Допускается время от времени заглядывать в свои записи – особенно если нужно привести цифры или сложную структурную формулу, но не более того.
5. Нельзя докладывать, повернувшись лицом к доске или плакатам и спиной к слушателям. Даже тогда, когда Вы обсуждаете написанное на доске, старайтесь стоять анфас к аудитории чуть левее или правее доски. Пользуйтесь указкой – это облегчит задачу.
6. Говорите громко и четко. Не «гоните» доклад, но и не теряйте темп (не делайте пауз).
7. Докладывая, обращайтесь к одному из слушателей из последнего ряда (ни в коем случае не из первого ряда и не к преподавателю)
8. Избегайте длинных систематических названий обсуждаемых веществ. Рекомендуется говорить примерно так: «при взаимодействии этого эфира с кетоном (II) образуется дикарбонильное соединение (III), строение которого мы установили с помощью…» и т.д.
Дальнейшие рекомендации менее важны для успешного доклада, но не менее полезны.
9. Старайтесь строить доклад в позитивном ключе. Одни и те же результаты можно излагать совершенно по-разному. Например, Вы говорите, что в одном из опытов перепутали последовательность добавления реагентов и получили смолу, вытряхнуть которую из колбы не удалось. Это же можно изложить так: «… в одном из экспериментов мы варьировали последовательность добавления реагентов и в результате получили новый термопластичный полимер, дальнейшее изучение которого открывает дополнительные перспективы развития данной работы….».
10. Если весь материал никак не удается уложить в отведенное для доклада время, можно спровоцировать вопрос на важную для Вас тему. После этого можно говорить сколько угодно – время для ответов на вопросы не ограничено.
Если вы умело последуете первым восьми рекомендациям и не станете злоупотреблять двумя последними – Ваш доклад произведет на слушателей самое благоприятное впечатление и заслужит высокую оценку.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Справочная литература
1. Beilstein Handbuch der organische chemie.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.