Седьмая выставка позволила посмотреть на живопись Маковского совершенно под новым углом. Теперь он представал не только как автор сатиричных полотен, но и произведений глубоко драматичных.
Одним из главных витков в развитии Товарищества является девятая выставка, на которой была выставлена картина Сурикова "Утро стрелецкой казни".
На одиннадцатой выставке были продемонстрированы такие шедевры русской живописи как "Меншиков в Березове" Сурикова и "Крестный ход в Курской губернии" Репина
На двенадцатой и тринадцатой выставках зрители увидели "Не ждали" и "Иван Грозный и сын его Иван" Репина, на пятнадцатой - "Боярыню Морозову" Сурикова – выдающееся произведение русской исторической живописи. На шестнадцатой выставке была показана картина "На войну" Савицкого самая зрелая хоровая работа художника.
Все эти картины очевидный пример динамики и энергичности развития русской реалистичной живописи. Такой подъем демократической живописи с одной стороны происходит благодаря уделяемому вниманию передвижников воспитанию молодого поколения. В большей степени в этом заслуга Крамского. С большой любовью и заботой он относился ко всем своим ученикам. Он ставил себе целью помимо развития художественных способностей, воспитание сильного, волевого характера так как «неблагонамеренность» их картин может поставить художников в затруднительное положение. С другой стороны неисчерпаемый потенциал основателей передвижничества таких как Мясоедов, Ге, Крамской играл свою немаловажную роль в развитии общества. Увеличению влияния и поднятию авторитета в художественных кругах поспособствовал приход несомненных талантов Поленова, Репина, а позже и Сурикова. Способствовало развитию многогранности творчества и чувству ответственности перед обществом и зрителем, созданная тесная дружеская атмосфера внутри общества. Все это воспитывало в художниках стремление стать достойными продолжателями передвижничества.
Все проходящие выставки попадают в центр внимания прессы и получают широкое освещение в печати. Но такой интерес со стороны прессы совсем не означает, что деятельность Товарищества проходила в легких условиях. Совсем непросто на этом этапе развиваются отношения с Академией художеств. Кризис академической системы образования был уже слишком очевидным. Все лучшие художники выходили из состава Академии, поэтому она была вынуждена пойти на присуждения регалий бывшим участникам «бунта». В это же время передвижники не хотели обрывать отношения с Академией, так как это могло повлечь негативные последствия вплоть до запрещения деятельности Товарищества. Не поощряя ее педагогические методы, все же передвижники не могли отрицать всю важность получения профессионального образования для молодых художников, тем более что в преподавательском составе Академии были и сторонники передвижничества, например Павел Чистяков, которому обязаны многие молодые художники своем творческим становлением. Также Академия поддерживала материально своих выпускников, что позволяло всецело посвящать себя творчеству. Академия художеств ставила пред собой цель переманить творческие силы Товарищества, либо создать невыносимые условия существования, которые привели бы к распаду.
В конце 70-х начале 80-х годах происходило обострение социально-политической ситуации, что не могло не отразится на искусстве. Идейная борьба стала еще острее в последующие годы реакции, когда передовая интеллигенция утратила надежду на победу освободительного движения. Прогрессивное общество все чаще испытывает на себе нападки консервативного лагеря. Они обвиняли передвижников в их приземленности, в желании обличить все грязное и греховное в жизни народа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.