Последним тормозом на пути развития производственных сил Росси оставалось крепостное право. Особенно сильно происходила активизация антикрепостнического движения после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, результаты которой заставили царскую власть отменить крепостное право и провести аграрную реформу. Но вопреки ожиданиям все это не облегчило участь крестьян, поставив их под двойной удар помещиков и капиталистов.
Революционное движение вступило на новый демократический путь. Важную роль в освободительном движении сыграл Николай Гаврилович Чернышевский. Ему удавалось проводить сквозь цензуру свои идеи крестьянской революции. Также значимое место отводилось русской демократической культуре в народном движении за свободу. Мысли и идеи великих русских просветителей составили прочную базу для дальнейшего развития театра, живописи, литературы и музыки. Литература и публицистика взяли инициативу по сближению искусства и народа в свои руки. Русская литература получила авторитет и признание, выражая демократические идеи и обличая социальные противоречия. По тому же пути следовали театр, музыка и изобразительное искусство их главенствующими принципами были народность и реализм. Их творчество пронизано глубоким сопереживанием к судьбам людей.
В это время ряды художников пополняются разночинной молодежью, приезжавшей из удаленных губерний для учебы в Академии художеств и других образовательных учреждениях. Впитывая демократические идеи и поддерживая тем самым реалистическое направление русского искусства.
Несмотря на целостность идей которые ставили перед собой художники разночинцы их силы были разобщены. Существовал ряд исторически сложившихся причин, негативно повлиявших на творчество молодых художников.
Одной из таких причин стало распространение влияния Академии художеств на культурную жизнь страны. Академия придерживалась классицизма и стимулировала развитие исторического жанра патриотического характера.
В «Кратком руководстве к познанию Рисования и Живописи исторического рода, основанном на умозрении и опытах» профессора Академии Ивана Урванова говорится: «Историческая живопись есть самое совершенное зеркало пороков и страстей и напоминает о должностях, коими государи и поданные обязаны» На этом этапе формируется педагогическая система Академии в которой все больше внимания уделяется рисунку и композиции и все меньше сюжету полотен. Классицизм теряет свое достоинство и торжественность и превращается в средство официальной власти. И с течением времени Академия утрачивает статус культурного центра страны, перерождаясь в бюрократический орган. Важнейшим остается исторический жанр, а доминирующими является мифологические, религиозные, библейские темы, и Академию совершенно не заботило то, что эти темы не были интересны ни дворянам, на помещикам, ни любым другим сословиям.
Из-за негативного отношения Академии к реалистическому направлению в котором работали молодые художники-разночинцы, после окончания Академии художеств они были лишены всякой поддержки и помощи. Им было запрещено участвовать в выставках и принимать официальные заказы. Это все побуждало молодых художников искать новые формы организации своего творчества.
Надо отметить, что ранее уже предпринимались попытки создания различных обществ, которые так или иначе способствовали творческому развитию художников. Например, Московское художественное общество, созданное по образу и подобию петербургского Общества поощрения художников. Они могли существовать только на пожертвования. Но всегда появлялись препятствия на пути их развития. Эти общества расширяли для художников возможности получения стипендий и других форм помощи. Но они не были способны возместить все потребности передовой общественности в самостоятельных и независимых художников. Было утопией предполагать, что в 30-ые годы возможно организовать выставочную деятельность, основанную на народные сбережения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.