Предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века, страница 12

Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900) Родился в селе Кибарты в Литве. Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней, находя с ней понимание, которое отразилось в его пейзажах. Левитан даже в пасмурную погоду находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Восхищаясь природой Верхней волги, он показал миру его прекрасные шедевры «Хмурый день», «После дождя», «Над вечным покоем». Его кисти принадлежат мастерски написанные вечерние пейзажи «Золотая осень», «Вечер на Волге», «Золотой плес», «Вечер», «Тихая обитель», «Вечерний звон». Картины Левитана требуют внимательной вдумчивости, их нельзя быстро рассмотреть, не осмыслив всего замысла этого известного художника, оставившего нам свой неповторимый след в искусстве пейзажной живописи.

Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942) прожил долгую жизнь. Родился в Уфе в семье купца. В 15 лет Нестеров поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. В 1881 г. Нестеров уезжает в Петербург и некоторое время учится в Академии художеств у П.П.Чистякова. Но вскоре возвращается в Московское училище и заканчивает его. Как самобытный и зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888 - 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею». В этих работах зрителя удивила глубокая человечность и удивительная слитность образа, настроения человека и природы. В 1897 г. художник написал картину «Великий постриг», за которую получил звание академика. В своих полотнах «Святая Русь» (1901-1905), «На Руси (Душа народа)» (1916) он воплощает идею о христианском пути русского народа. Убежденный поборник возрождения религиозной живописи, Нестеров многие годы посвятил созданию церковных фресок в Киеве (Владимирский собор), в Петербурге (храм Воскресения Христова), в Москве (Марфо-Мариинская обитель) и других городах России. Художник постоянно обращался в своей живописи к теме природы. Рисующие красоту русского Севера полотна Нестерова завораживают поэтичностью и задушевностью и ставят его в один ряд с величайшими мастерами русского лирического пейзажа. Однако произведения Нестерова не всегда и не всеми единодушно признавались, они вызывали споры и даже резкую критику. В начале 1900-х годов раскрылся талант Нестерова-портретист.

Заключение

Товарищество передвижных художественных выставок — творческое объединение, ставшее одним из символов девятнадцатого века. Товарищество Передвижников родилось как реакция на безжизненное искусство Академии и стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Созданное ими искусство было понятным и доступным народу. В рядах передвижников  проявили себя Саврасов, Суриков, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов, Нестеров, Серов и многие другие. Художники вывели национальную школу живописи совершенно на новый уровень. Распад Товарищества Передвижных Художественных Выставок пришелся на 1923 год, но за время существования живописи в жизни в русского общества достигло своего апогея. После событий 1917 года и распада Товарищества общий уровень русской живописи снизился и не больше достигал прежнего уровня. Годы деятельности Товарищества стали самыми плодотворными для русской живописи.

Крамскому и Ге вместе со своими соратниками удалось создать жизнеспособное общество, которое успешно противостояло Академии Художеств и столько сделавшее для развития реалистической живописи в России. Впоследствии к ним присоединились  и более молодые, но не менее талантливые художники Репин, Суриков, Левитан и др.

Передвижники свою деятельность воспринимали как подвиг во имя народа. Их творчество отличалось демократизмом, гуманизмом, патриотизмом, высоким профессиональным мастерством.  Одной из основных задач своего творчества они видели просветительскую работу. В произведениях передвижников воплотились лучшие черты русской  культуры.