В те годы были еще не созданы общественные предпосылки, которые обеспечили бы возможность реализации жизнеспособного объединения. Демократическое движение в 30-ые годы не достигло еще такого прогресса, как в 70-ых годах, когда оно стало одним из основных факторов, влияющих на русскую культуру.
Но уже к 60-ым годам был очевиден прогресс. Особенно он заметен в Москве, из-за удаленности от двора и Академии, художники могли себя чувствовать несколько свободнее. Некоторым учебным заведениям удается выйти из под контроля Академии, а также создаются новые художественные училища, музеи, народные школы. Снова открывается Общество любителей художеств. Его членами в разное время являлись Николай Неврев, Василий Пукирев, Алексей Саврасов, Петр Шмельков, Лев Каменев, Василий Перов, Илларион Прянишников, Иван Шишкин, Сергей Аммосов и многих других. Многие из них позже вступили в ряды передвижников. Долгое время председателем этого общества был Сергей Третьяков. У общества всегда была постоянная выставка, также проводились лотереи и конкурсы, дающие возможность проявиться молодым художникам. Но, тем не менее, все это не могло в должной мере удовлетворить желания художников. В целом, не глядя на прогрессивный характер общества, существовал ряд минусов в проводимой политике общества, таких например как состав постоянной экспозиции, в которой школа русской живописи была представлена малым количеством и в хаотичном порядке, также неизменное количество участников общества в комиссиях во время проведения конкурсов. Порой дело доходило до конфликтов.
Художникам предавало силы и решительности в действиях осознание увеличивающегося интереса общественности к реалистической живописи.
Иначе обстояла ситуация в Петербурге, политическое и общественное противостояние было гораздо ощутимее. Именно в Петербурге произошел бунт 14-ти и в последствии образовалась первая художественная артель.
После проведения реформы устава Академии художеств, к обучению допускались студенты от шестнадцати до двадцати лет. Большинство студентов пришло уже с сформировавшимся мировоззрением.
Репин вспоминает «когда в Академии были уже приходящие вольнослушатели, в нее потянулись со всех концов России юноши разных сословий и возрастов. Они шли сюда по собственному влечению, они оставались под неизгладимым впечатлением своих местных образов, чисто русских». Побывав на родине ученики привозили этюды родной природы архитектуры и простых людей. Среди профессоров даже ходили шутки над студентами увлекавшимися жанровыми сценами. Но тем не менее совет Академии поддерживал живопись бытовых сцен. Под влиянием выставки, в которой были представлены работы Ге «Тайная вечеря», Пукирева «Неравный брак» и еще целый ряд бытовых картин – Косолапа, Трутовского, Волкова, четырнадцать молодых художников (важно отметить их имена Иван Крамской, Богдан Вениг, Николай Дмитриев-Оренбургский, Алесандр Литовченко, Алексей Корзухин, Николай Шустов, Александр Морозов, Михаил Песков, Кирилл Маковский, Фирс Журавлев, Алексанр Григорьев, Николай Петров, Кирилл Лемох, Василий Крейтан) подали просьбу в совет Академии на разрешение свободного выбора темы для конкурсной работы. Это не могло всерьез не взволновать профессорский состав, и в просьбе было отказано. Но это не остановило художников, и спустя некоторое время они подали свое прошение повторно. И в день объявления тем конкурса, все четырнадцати художников отправились в Совет узнать о принятом решении. «На вопрос инспектора: кто из нас историки и кто жанристы, – вспоминает Крамской, – мы, чтобы войти всем вместе в конференц-зал, отвечали, что мы все историки». Там им было объявлено, что предлагается один-единственный сюжет для историков – «Пир в Валгале» одна из традиционных тем, но совсем не соответствующая ожиданиям художников и их стремлениям к самостоятельности и вторая тема– «Освобождение крестьян»–для жанристов. Это был ответный шаг Академии, ранее всегда предоставлялось несколько исторических тем, а в жанровой живописи художники всегда самостоятельно выбирали тему. Протест был спровоцирован не только представленными темами к конкурсу, потому как была и другая тема, которая могла бы заинтересовать кого-нибудь из юных художников. Они протестовали против самого принципа, по которому художники были вынуждены создавать свои картины по навязанным сюжетам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.