- охватывают основные стороны социальной направленности местного самоуправления и назначения по решению задач, которые входят в круг вопросов местного значения;
- отражают негосударственную природу местного самоуправления (хотя в определенной степени субъекты местного самоуправления участвуют в реализации функций государственной власти);
- дают ответ на вопрос, чем должно заниматься местное самоуправление и раскрывают материальное содержание публично-властной деятельности субъектов его системы;
- характеризуют способы, средства, методы, с помощью которых обеспечивается реализация публично-властных прерогатив местного самоуправления.
Контроль в органах местного самоуправления – это система мониторинга, аудита и проверки состояния исполнительской дисциплины, качества управления, эффективности использования бюджетных средств, эффективности реализации программ, планов, стратегий, соответствия их результатов установленным целям и затраченным ресурсам, а также состояния соблюдения законодательства самими органами местного самоуправления[10].
Данная система также включает в себя оценку, мониторинг и наблюдение за таким важнейшим направлением деятельности органов местного самоуправления, как предоставление услуг населению.
Основными целями контроля в органах местного самоуправления являются[11]:
- обеспечение эффективной деятельности органа местного самоуправления;
- своевременное выявление отклонений от намеченного и определенных нарушений;
- эффективное использование внутренних и внешних ресурсов;
- четкое соблюдение прав человека и законодательства;
- исполнительская дисциплина и эффективное управление и т. п.
Важным аспектом эффективности контроля в органах публичной власти и, в частности в органах местного самоуправления является его правильное планирование и поэтапное осуществление. Итак, четкое определение этапов проведения контроля считается нами одним из важных аспектов его успешности. По нашему убеждению, основными этапами осуществления контроля в системе местного самоуправления являются:
- определение необходимости контроля и установления четких его целей;
- определение направлений, сфер (объектов), которые подлежат контролю, а также критериев и показателей, по которым контроль будет осуществляться;
- определение времени и места проведения контроля;
- непосредственно сам контроль за четкими показателями и критериями;
- сравнение результатов контроля с установленными целями и ожидаемыми результатами;
- четкое определение нарушений и отклонений;
- определение шагов по корректировке деятельности в случае выявления отклонений и нарушений и т. п.
По своей структуре компетенция состоит из основных (полномочия и предмет ведения) и организационных (назначение органа, цели и задачи, профессионализм должностных лиц) элементов, которые в своей взаимосвязи дают возможность качественного выполнения возложенных на органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления функций[12].
Кроме того, проведенный анализ составляющих элементов компетенции органов местного самоуправления и его определений дал возможность сформулировать присущие ей признаки[13]: а) имеет официальное определение в нормах права; б) выступает средством структурного построения системы органов местного самоуправления; в) выступает критерием качества деятельности органов местного самоуправления; г) осуществляется должностными лицами в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Таким образом, в данной главе работы рассмотрена сущность и модели местного самоуправления, изучены основные структурные элементы компетенции органов местного самоуправления: задачи, функции, контроль исполнения и качества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.