Стрит-фото и его основные принципы. Основные этапы эволюции стрит-фото, страница 6

С началом двадцатого века в России появляется партийная печать. Многие учебные заведения и партии выпускают новые газеты.

Кадеты (конституционные демократы) издают газету “Народная свобода”, “Речь”, “Товарищ”, вечернюю газету “Дума”, в Москве – “Народное дело”, “Народный путь”. Социал-демократы (большевики) начинают выпускать первую свою легальную газету “Новая жизнь”, газету “Борьба”. У меньшевиков выходят газеты “Начало” и “Московская газета”.

Эсеры (социал-революционеры) сначала использовали газету “Сын Отечества”, а затем организовали свои издания – газеты “Голос” и “Дело народа”. Анархисты выражали свои мысли в газете “Анархия”. Каждая партия, даже небольшая могла иметь свои печатные органы: октябристы, Союз трудового народа, монархисты.

Ряд из них носили шовинистический и националистический характер. Революционные события вызвали к жизни и новые правительственные – монархические газеты - вечернюю “Русское государство”, просуществовавшую меньше года, и пришедшую ей на смену “Россию”. [evartist.narod.ru; Электронный ресурс]

В периоды первой и второй мировых войн люди старались фотографироваться чаще. Они фотографировались уходя на фронт, а те, кто оставался дома ожидали получить с фронта фотокарточку. К тому же военные журналисты стремились с помощью фотографии задокументировать события войн. Быстро возрастающая среди населения популярность фотографии нашла выход и на страницах печати. Фотовыставки в Пермском научно-промышленном музее вызывали живейший отклик как обывателей, так и местных юмористов.

Во время Великой Отечественной войны здесь жил и работал известный фотохудожник, один из основателей советского авангарда Александр Родченко. В эвакуации он устроился фотокорреспондентом железнодорожной газеты, выполнял задания областной газеты «Звезда». Родченко часто снимал прямо на улице, и его вполне можно назвать одним из первых фотографов, снимающих в Перми в жанре стрит-фото.

Родченко создавал потрясающие фотографии за счёт необычных ракурсов, менявших восприятие объекта фотографии в корне. Он слыл действительно мастером нестандартного ракурса, умел видеть мир под другим углом. Своими творениями он задал новый тон в графике и перекрыл всё, что было до него.

Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии.

В начале ХХ века пермские фотографы выпускали фотоколлажи и композиции «Привет из Перми!» (вариант: «Поклон из Перми!»), с видами лучших зданий города, иногда с художественным обрамлением, виньетками и т.п. Со временем появились целые фотосерии (коллекции). На таких открытках часто появлялись также река Кама, пароходы – гордость пермских жителей, а с появлением железной дороги – мосты, вокзалы, паровозы. Было выпущено и несколько подарочных открыток усложненного типа, с сюрпризами, представлявшими небольшие фотоальбомчики с видовыми снимками, искусно «вмонтированные» в открытку. Настоящие произведения полиграфического и фотоискусства. [senat-perm.livejournal.com; Электронный ресурс]

Ещё одним известным фотографом в Перми нэпманской был Гарифулла Рахимов, служащий Уралэнерго и член духовного совета пермской мечети.

Своим фотоаппаратом еще санкт-петербургской фирмы «Иоахим и К» он увлеченно фотографировал город переходной поры вплоть до своего ареста в августе 1937 года. После ареста его расстреляли, предъявив обвинения по делу, сфабрикованному чекистами.

«С 50-х годов в стране стали появляться любители, которые фотографировали лучше, чем профессионалы. Тем более что журналистов сдерживала идеология, а любители были вольны. И в 1991 году они организовали Союз фотохудожников России.» - Владислав Бороздин, известный пермский фотограф. [borozdin-art.ru; Электронный ресурс ]