Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования. 6
1.1. Понятие патриотического воспитания. 6
1.2. Возможности урока истории в воспитании гражданина. 16
Глава 2. Практические аспекты воспитания гражданина на уроке истории в современной школе. 21
2.1. Духовные истоки гражданско-патриотического воспитания на уроках истории 21
2.2. Разработка методических материалов для воспитания гражданина на уроке истории. 24
Заключение. 38
Список использованной литературы.. 40
Актуальность исследования. Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и учебного заведения, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Государство продолжает определять общественную роль и социальный статус воспитания в образовательных учреждениях, включая ответственность руководящих и педагогических кадров за развитие и воспитание в системе образования России. Государственный заказ на воспитание личности присутствует в базовых законодательных актах Российской Федерации — Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Программе развития воспитания в системе образования России.
Вместе с тем гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи не может быть делом только государства, государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повышением ее социальной мобильности и востребованности.
Уроки истории и обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России.
Научить патриотизму невозможно, но преподаватель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. На уроках истории и обществознании есть все возможности для реализации данного требования.
Объект исследования - процесс воспитания гражданина в современной школе.
Предмет исследования - сущность, содержание и особенности воспитания гражданина на уроках истории в современной школе.
Цель исследования – изучить особенности воспитания гражданина на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Систематизировать теоретические основы и историю гражданско-патриотического воспитания школьников.
2. Изучить возможности воспитания гражданина на уроках истории в общеобразовательной школе.
Новизна и практическая значимость исследования
Методы исследования: анализ государственных документов, психолого-педагогической, специальной, научно-методической литературы и практики; изучение и анализ практических разработок по патриотическому воспитанию молодежи.
Стратегические ориентиры воспитания отражены в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание – это целенаправленная деятельность, ориентированная на создание эффективных условий для формирования духовно-нравственной, гражданско-патриотической культуры, социально активной личности, нацеленной на совершенствование и преобразование современного общества [???].
Создание целостной воспитательной системы, отвечающей современным требованиям, является одним из важнейших составляющих элементов образовательного процесса. В. А. Сластёнин охарактеризовал воспитание как результат воздействия многочисленных факторов, формирующих и развивающих личность человека стихийными действиями или согласно определенным целям данного процесса. Воспитуемый в образовательном процессе не мыслится как пассивное существо, а выступает как субъект формирования и развития своей собственной культуры[1].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.