бочка, а где почка? Где том, а где дом? Где суп, а где зуб? Где гора, а где кора? Где шар, а где жар? Где дрова, а где дрофа?».Оценивается каждый показ картинки.
Задание 2.
Цель: выявить состояние дифференциации звуков по противопоставлению твердость-мягкость
Материал исследования: картинки с изображением предметов (мишка, мышка; тапки, тяпки; мел, мель, круг, крюк, хор, хорь).
Процедура и инструкция: «Я буду показывать картинки, постарайся узнать эти предметы и показать картинку правильно. Где мишка, а где мышка? Где тапки, а где тяпки? Где мел, а где мель? Где круг, а где крюк? Где хор, а где хорь?»
Задание 3.
Цель: выявить состояние дифференциации звуков по противопоставлению шипящие - свистящие.
Материал исследования: картинки с изображением предметов (мишка, миска, рожи, розы, крыса, крыша, зайка, чайка; цветик, светик).
Процедура и инструкция: «Я буду показывать картинки, постарайся узнать эти предметы и назвать картинку правильно. Где мишка, а где миска? Где рожи, а где розы? Где крыса, а где крыша? Где зайка, а где чайка? Где цветик, а где светик»?
Исследование состояния фонематического анализа
Задание 1.
Цель: выявить выделение заданного звука из слов.
Процедура и инструкция: Звук, необходимый для выделения, логопед произносит интонировано, т.е. выделяя голосом.
«Я буду говорить слова, ты внимательно слушай, услышишь звук [м], хлопни в ладоши».
Экспериментатор ребенку предлагает слова: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, мак, стол.
Задание 2.
Цель: выявить последовательность звуков в словах.
Процедура и инструкция: «Я буду говорить слово, а ты постарайся запомнить, какие звуки в этом слове, назови их по порядку».
Экспериментатор называет ребенку слова: мак, суп, лук, каша, рама, сани, стул, бык, дом, луна.
Задание 3.
Цель: выявить количество звуков в слове
Процедура и инструкция: «Я буду произносить слово, ты внимательно слушай. Слушай и считай. Сколько в слове звуков?» Экспериментатор предлагает ребенку слова: дом, рак, луна, совы, банан, лампа, коса, шум, шапка, рак.
Исследование состояния фонематического синтеза.
Задание 1.
Цель: выявить составление слова из трех звуков
Инструкция: «Я буду произносить звуки, ты соединяй их по порядку в слово. Составишь слово, назови слово».
Процедура: экспериментатор предлагает звуки: ж, у, к; р, а, к; д, о, м; с, о, к; к, о, т; л, у, к; п, о, л; р, о, т; н, о, с; л, а, к;
Задание 2.
Цель: выявить составление слова из четырех звуков
Инструкция: «Я буду произносить звуки, а ты соединяй по порядку в слово. Составишь слово, назови его».
Процедура: экспериментатор предлагает звуки: р, у, к, а; с, т, о, л; т, а, н, к; с, а, д, ы; ш, у, б, а; у, т, р, о; м, у, к, а; к, а, ш, а; м, о, с, т; р, а, м, а;
Задание 3.
Цель: выявить составление слова из пяти звуков.
Процедура и инструкция: «Я буду произносить звуки, а ты соединяй по порядку в слово. Составишь слово, назови его».
Экспериментатор предлагает звуки: д, о, с, к, а; ш, а, п, к, а; т, р, а, в, а; м, ы, ш, к, а; к, у, к, л, а; к, о, ш, к, а; з, а, м, о, к; с, у, м, к, а; с, о, с, н, а; р, ы, н, о, к;
Исследование фонематических представлений
Задание 1 .
Цель: выявить слово, придуманное на заданный звук
Процедура и инструкция: «Я назову звук, а ты - придумай слово, которое начинается на звук…»
Экспериментатор предлагает звуки (к, м, н, р, ш, т, с, д, в, ж) (всего 10 звуков).
Процедура и инструкция: «Я назову звук, а ты попробуй проявить фантазию - придумай слово со звуком… в середине».
Экспериментатор предлагает звуки р, с, м, н, к, т, л, х, м ш (всего 10 звуков).
Задание 2.
Цель: выявить слово, придуманное с заданным звуком в конце слова
Процедура и инструкция: «Я назову звук, а ты - придумай слово, которое заканчивается на звук ….»
Процедура: экспериментатор предлагает звуки (м, т, ш, н, к, с, р, п, л, ч) Всего 10 звуков.
Для исследования фонематической системы у старших дошкольников
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.