В основном слияния и поглощения японцами не имеют агрессивного, насильственного характера. Они направлены на выравнивание материальных затруднений, усиление конкурентоспособности перед иностранными производителями, а также завоевание новых рынков сбыта и поиска возможностей удешевления производственного процесса. Эта тенденция наблюдается с начала XXI века, она объясняется глобализацией и тем, что все нарастающая конкуренция вынуждает предприимчивых японцев находить новые пути решения проблемы преуспевания и прибыльности предприятий.
Рис. 3. Доли лидеров японского автомобильного рынка по итогам 2009, 2012 и 2015 годов
Источник: Собственная разработка.
Для установления степени власти на рынке, рассчитываются индексы рыночной концентрации, такие как, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана и дисперсия рыночных долей.
Индекс концентрации (CR) рассчитывается по трем крупнейшим компаниям:
CR2009= 22%+19%+9,2%= 50,2%
CR2012= 25,6%+20%+15%=60,6%
CR2015= 25%+20,5%+14%=59,5%
Значение индекса больше 45% говорит о средней концентрированности автомобильного рынка Японии.
Подсчитаем более точный показатель концентрации рынка – индекс Херфиндаля-Хиршмана, рассчитываемый через сумму квадратов рыночных долей каждой из компаний, являющихся лидерами в автомобилестроении:
HHI2009= 22²+19²+9,2²+10,8²+3,3²= 1057,2
HHI2012= 25,6²+20²+15 ²+11,2²+4²= 1421,8
HHI2015= 25²+20,5²+14²+12²+4²= 1401,25
Индекс Херфиндаля-Хиршмана более 1000, следовательно, концентрация на рынке средняя.
Существует еще один показатель концентрации рынка – дисперсия рыночных долей, отражающий неравномерность распределения рыночных долей между фирмами. Чем больше неравномерность распределения долей, тем более концентрированным является рынок. Дисперсия рассчитывается через нижеприведенной формуле или, в некоторых случаях, по соотношению между индексом Херфиндаля-Хиршмана и дисперсией.
D22009=((22-1/5)2+(19-1/5)2+(9,2-1/5)2+(10,8-1/5)2+(3,3-1/5)2)/5=206,3
D2009=14,3
D22012=((25,6-1/5)2+(20-1/5)2+(15-1/5)2+(11,2-1/5)2+(4-1/5)2)/5=312,1
D2012=17,6
D22015=((25-1/5)2+(20,5-1/5)2+(14-1/5)2+(12-1/5)2+(4-1/5)2)/5=293,8
D2015=17,1
Данная величина дисперсии является доказательством того, что автомобильный рынок Японии является достаточно концентрированным, на рынке сильна власть крупных предприятий.
Таким образом, по итогам 2009, 2012 и 2015 годов Японский рынок автомобилей являлся примером среднеконцентрированного рынка, о чем свидетельствуют индексы концентрации рынков.
В 2001 году в Японии на правительственном уровне был сформулирован план на XXI век, который расставил все общенациональные приоритеты в развитии. Автомобильный рынок тоже вошел в число приоритетных отраслей, которым японцы придают серьезное значение. Как и до сих пор, большое значение придается инновационности, наукоемкости и технологичности процесса производства, которые гарантируют оптимальную производительность труда, снижение издержек и высокое качество продукции[11]. Еще один приоритет – экологичность. После трагедии на атомной АЭС, вызванной цунами, японцы придают этому фактору особенное значение.
В данной связи необходимо упомянуть «Базовый закон о науке, технике и технологиях», который прямого отношения к автомобилестроению не имеет, однако, именно благодаря ему производство в Японии осуществляется на высоком уровне внедрения инновационных разработок. Сегодня на государственном уровне в Японии оказывается преимущественная поддержка следующих направлений, которые могут быть реализованы в рамках отрасли автомобилестроения:
1. Системы производства энергии из солнечного света.
2. Экологически чистые производственные процессы.
3. Выпуск транспортных средств, оснащенных гибридными двигателями.
4. Сенсорная техника, применимая как в производстве, так и в транспортных средствах[12].
На государственном уровне в Японии предусмотрен целый ряд мер, которые прямо и косвенно стимулируют внедрение инновационных технологий в автомобилестроение. Система выглядит следующим образом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.