Для Японии в этот период интересна тенденция высокого экспорта продукции автомобилестроения при росте импорта на 2% в год. Однако анализ структуры импорта все расставляет по местам: это продукция японских компаний, которая произведена в странах, где себестоимость труда гораздо ниже, чем в Японии. Таким образом бережливые японцы сокращают издержки производства и удешевляют продукцию. Положительное сальдо в международной торговле товарами, производящимися машиностроительной отраслью – 65 млрд. долл.[6]
Для Японии, как и для остальных развитых стран, характерна дисперсность размещения предприятий автомобилестроения (также вспоминаем тенденции выведения предприятий в третьи страны). Однако все-таки в стране ярко выражена сформированность промышленных районов. Промышленные агломерации размещаются вокруг Токио, Осаки, Нагои (рис. 1).
Каждый из районов имеет многопрофильные предприятия автомобилестроительной отрасли. Однако старейшие и ведущие отрасли все-таки концентрируются в основном таким образом, позволяющим выявить дисперсию рыночных долей. Автомобилестроение считается приоритетной сферой для районов: Тойота (здесь размещены предприятия концерна «Тойота»), Сидзука, Йокогама и т.д.
Рис. 1. Автомобилестроительные центры и районы Японии.
Источник: Грумичев, А.С. Монополии, монополизм и развитие конкуренции – А.С. Грумичев// РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция - №4. – 2010.
Таким образом, можно сделать вывод, что автомобилестроительные предприятия Японии расположены относительно равномерно, будучи привязанными к мегаполисам.
Япония имеет особенности в регулировании проблемы монополизации экономики. Так, там допускаются, с согласия антимонопольных органов, следующие действия:
· создание предприятия, управляемого совместно несколькими компаниями,
· наследование части предприятия либо полностью,
· аренда части или целого предприятия,
· назначение на управление предприятием.
Законы Японии запрещают проведение сделок, которые направлены на реорганизацию предприятия с целью ограничения конкуренции. Это обеспечивается следующим ограничением, которым и руководствуются антимонопольные органы:
· после слияния (реорганизации) предприятия оно не имеет право осуществлять контроль более четверти товарного рынка,
· итогом слияния (реорганизации) не может получиться компания, которая займет первое место по объемам продукции в стране[7].
Покупка акций, слияния, поглощения и прочие действия, направленные на реорганизацию предприятия, регулируются в Японии базовым законодательством. Таким образом, как таковые поглощения могут осуществляться вполне свободно. Однако для Японии недружелюбное поглощение – ситуация практически невозможная. Это подтверждается и практикой: японцы могут покупать компании за границей, однако национальные компании не подвергаются серьезным реструктуризациям.
Здесь прежде всего в основе лежит принцип добровольности. Сложившаяся практика не допускает недружественных поглощений. Чаще всего, стороны договариваются, и потом обмениваются акциями. Еще один тормоз на пути недружественных поглощений – институциональные и социальные барьеры. Так, большинство компаний имеют так называемых «постоянных акционеров», которым принадлежит от 60 до 80% акций (как правило, это дружественные банки). Это предотвращает возможность покупки контрольного пакета акций путем скупки их у акционеров.
Также препятствием для заключения сделки по поглощению компании вместе с сотрудниками могут быть сами сотрудники. Дело в том, что японские предприятия рассматриваются как социальная система, с определенной иерархией. Работники там могут работать всю жизнь, имея авторитет и право голоса. По поводу значимых событий они, как правило, занимают солидарную позицию. Таким образом, препятствием к поглощению может стать также и несогласие персонала на сделку[8].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.