Автомобильный рынок Японии, страница 4

Практика перекрестного владения акциями создает своеобразные горизонтальные и вертикальные группы, которые не дают возможность осуществить поглощение конгломератного характера[9].

Именно поэтому примеров слияний совсем не много. Пионерами стали две крупнейшие корпорации – финансово-торговая Sumitomo и промышленно-торговая Mitsui, которые проводили переговоры о слиянии, пробуя применить западный стиль ведения бизнеса в Японии. Однако слияния так и не произошло, потому что переговоры затянулись и в итоге Sumitomo отказалась от сделки.

Небольшое количество таких сделок в Японии не означает отсутствия поглощений. За пределами страны японские компании активно скупают иностранные автомобильные предприятия и компании. Это обусловлено, как уже указывалось выше, стремлением вывести производство в страны с более низкой себестоимостью (ближе к сырью, дешевый труд и т.д.). Более того, в последние годы Япония, как и все развитые страны, столкнулась с сокращением численности населения. Это значит, что спрос на продукцию будет расти слишком медленно, и для получения прибыли необходимо осваивать новые рынки.

Такие слияния часто демонстрируют серьезные суммы сделок. Активную деятельность по поиску возможностей к поглощению и слиянию в Японии развернула компания Recof, которая делает на этом неплохие деньги. Она в 2016 году озвучила итоги последних слияний, в связи с чем мы можем рассмотреть также тенденции, свойственные в секторе машиностроения.

К сожалению, отдельной статистики, рассматривающей количество поглощений и слияний за рубежом на автомобильном рынке, не существует. Что касается тенденций в автомобилестроении, то здесь мы видим несколько достаточно ярких тенденций:

1. Купля-продажа японскими корпорациями японских предприятий. Яркими примерами можно назвать покупку компанией по производству автомобилей Nissan компании Mitsubishi Motors, которая в последнее время испытывала некоторые финансовые трудности.

Систематизированных данных, которые бы давали четкое представление о динамике роста доли зарубежных филиалов в прибыли японских предприятий автомобилестроения, нет. Однако одно из исследований, посвященных аспектам мирового экономического кризиса, приводит следующие данные, касающиеся периода 2008-2009 финансового года, которые свидетельствуют о серьезном росте доли зарубежных филиалов в данном конкретном периоде (таблица 2).

Таблица 2. Доля зарубежных филиалов в общем объеме производства и совокупном объеме продаж японских машиностроительных компаний, 2008/2009 финансовый год.

Отрасль

Доля в производстве, %

Доля в продажах, %

Общее машиностроение

19,7

42,0

Электромашиностроение

44,6

48,7

Автомобилестроение

35,7

35,9

Источник: Гонялин, С.И. Непростые времена для станкостроения Японии. // Япония. Ежегодник. - №39. – 2010. – С. 103-116. – Электронный ресурс.

2. Покупка иностранными компаниями японских предприятий и брендов. Пример и символичная сделка в этом направлении – приобретение тайваньской Hon Hai Precision Industry японской машиностроительной корпорации Sharp.

3. Покупка японскими компаниями иностранных предприятий и брендов. Например, Toshiba купила американский бренд Westinghouse, который выпускает оборудование для ядерной энергетики.

Рисунок 2. Динамика операций японских предприятий по приобретениям и поглощениям за рубежом.

http://www.nippon.com/ru/files/2016/09/h00148ru_fig.png

Источник: Японские предприятия за рубежом активизируют слияния и поглощения. (Статья на японском языке опубликована 5 сентября 2016 г.) – Электронный ресурс.

Однако влияние Японских традиций и культуры, даже при явном отходе от национальных традиций ведения бизнеса велико. Наиболее ярким примером стала ситуация, которая сложилась с Oji и Hokuetsu. Несмотря на то, что Oji предложила купить акции по весьма выгодной цене, акционеры Hokuetsu отказались от щедрого предложения без видимых на то причин и несмотря на то, что перспективы такого предложения были не просто многообещающими, а весьма выгодными. В этой связи многие экономисты – аналитики вспомнили национальные особенности ведения бизнеса в Японии[10].