Насос и система регулирования давления в магистрали. Системы подпитки трансформатора, смазки и охлаждения, страница 4

Клапан выбора диапазона определяет диапазоны работы коробки передач. Для управления фрикционными элементами, включаемых на каждой передаче, клапан выбора диапазона распределяет давление через каналы к клапанам переключения или напрямую в бустеры фрикционных элементов (рис. 82). Вторая, основная функция этого клапана - подвод давления к скоростному регулятору давления и клапану-дросселю. Клапан выбора диапазона запитывает те каналы, которые используются на заданном диапазоне. На диапазонах "Р" все каналы перекрыты.

Скоростной регулятор

Скоростной регулятор - гидравлический аналог спидометра, приводимый ведомым валом коробки передач. К нему подводится давление основной магистрали, и он вырабатывает давление, пропорциональное скорости транспортного средства. Оно наряду с давлением клапана-дросселя используется, прежде всего, для управления переключением передач. В некоторых коробках передач, давление скоростного регулятора используется для уменьшения давления в основной магистрали в случае движения транспортного средства с большой скоростью. В настоящее время имеются несколько вариантов исполнения скоростного регулятора, но все они используют центробежную силу вращающейся массы.

При вращении скоростного регулятора грузики под действием центробежной силы расходятся и уравновешиваются весом плунжера (рис. 83). Масло к регулятору подводится из основной магистрали через клапан выбора диапазона. В случае движения транспортного средства центробежная сила преодолевает силу тяжести плунжера, открывая при этом напорную магистраль. Давление масла, попадающей под верхний торец плунжера, помогает силе тяжести уравновесить центробежную силу, и плунжер перемещается вниз, перекрывая напорную магистраль. В конечном счете, скорость транспортного средства достигает значения, при котором вес плунжера регулятора совместно с давлением под его верхним торцом не могут уравновесить центробежную силу грузиков. В этом случае напорная магистраль полностью открывается и давление в выходном канале регулятора становится равным давлению в основной магистрали.

1- приводная ше-стерня,2-давление основной маги страли, 3 - слив, 4 –тяжелые грузики, 5 - пружина, 6 - плунжер, 7 - легкие грузики.

Система грузиков скоростного регулятора состоит из двух ступеней: первичной и вторичной, и двух пружин. Такое устройство регулятора позволяет получить двухступенчатую зависимость давления в выходном канале от скорости движения (рис. 84). В двухступенчатом регуляторе легкие и тяжелые грузики работают совместно на малых скоростях движения (до 16 км/ч). На более высоких скоростях работают только легкие грузики. Тяжелые грузики в это время остаются в крайнем положении и неэффективны.

Клапанная коробка

Клапанная коробка - сердце гидравлической системы управления. Это - сложная система каналов, клапанов, пружин и жиклеров (рис. 102). В коробке обычно устанавливается клапан переключения диапазонов, клапан-дроссель, клапаны переключения и регулятор давления. В соответствии с внешними условиями движения и желанием водителя, клапанная коробка управляет включением элементов управления планетарной коробкой передач.

Аккумуляторы

Аккумуляторы используются для управления качеством переключения. С их помощью можно управлять временем буксования фрикционного элемента или интенсивностью включения фрикционного элемента. Аккумулятор - это подпружиненный поршень, расположенный в цилиндре, и обеспечивающий плавное изменение давления в бустере или сервоприводе.

Работа муфты без демпфирующего действия аккумулятора (рис. 103). В этом случае включение муфты происходит практически мгновенно и автомобиль рывком начинает увеличивать скорость движения. Такое резкое переключение отражается на автомобиле аналогично "броску" педали сцепления в случае ручной коробке передач.

Для сглаживания этого эффекта при переключении передач используется аккумулятор, встроенный в систему управления муфтой (рис. 104). На первой стадии давление в системе управления муфтой преодолевает усилие возвратных пружин и выбирает зазор между дисками. Как только зазор полностью выбирается, и диски начинают сжиматься, происходит резкое изменение давления.

Прежде, чем давление достигнет максимального значения, поршень гидроаккумулятора начнет пере-мещаться, сжимая свою пружину При этом аккумулятор забирает часть масла, уменьшая интенсивность нарастания давления в системе управления муфтой. Таким образом, достигается ее плавное включение.