Инвестиции: сущность, структура и виды. Проблемы привлечения инвестиций в экономику РБ, страница 19

В сравнении с портфельными инвестициями прямые иностранные инвестиции не только не могут быть подвергнуты какой-либо критике, а, наоборот, могут рассматриваться в качестве чрезвычайно важного фактора переходного процесса. Поскольку они не только помогают финансировать операции по текущим счетам, но и играют каталитическую роль в деле внедрения новых технологий и формирования новой культуры управления и предпринимательства.

Тем не менее, факт остается фактом — приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой оказался гораздо меньшим, чем это ожидалось в начале переходного процесса, и сосредоточился главным образом на Венгрии и Чешской Республике.

Неудовлетворенность объемами прямых иностранных инвестиций обусловлена не только нереалистичностью ожиданий, но и неправильным пониманием возможных мотивов иностранных инвесторов. Согласно преобладающей точке зрения, прямые иностранные инвестиции играют в целом полезную роль, способствуя распространению новых технологий и методов управления и обеспечивая более рациональное распределение глобальных ресурсов. Однако существует другой подход, согласно которому предприятиями движет погоня за прибылью и стремление доминировать на рынке, где правит дух конкуренции. Конкуренция более очевидна и менее подвержена ограничению в тех странах, где относительно слабы экономические и социальные институты, т.е. где слабы структуры государства.

Имеется ряд признаков того, что значительная часть иностранных инвестиций в странах Восточной Европы ориентирована на завоевание доминирующих позиций на рынке. Данная тенденция, возможно, является серьезной причиной растущей в этих странах враждебности в отношении иностранных инвесторов, наряду с непониманием того, как функционирует рыночная экономика. Тем не менее, хорошо известно, что в тех странах, где на рынке отсутствует конкуренция или где у государства нет эффективных рычагов регулирования, нельзя рассчитывать на то, что деятельность иностранных компаний будет автоматически способствовать более эффективному использованию ресурсов, или что характер экономического роста будет соответствовать чаяниям населения.

Одной из причин, позволяющих усомниться в целесообразности и необходимости ставки на прямые иностранные инвестиции на начальных этапах переходного процесса, является то, что нынешние темпы оживления производства и инвестиций в Восточной Европе не подтверждают решающей роли прямых иностранных инвестиций. Польша, например, получила таких инвестиций в размере 42 долларов США на душу населения по сравнению с 670 долларами США в Венгрии и 319 долларами США в Чешской Республике, однако она демонстрирует наиболее устойчивый рост производства и тенденцию к значительному увеличению инвестиций в новые машины и оборудование.

Как показывает польский опыт, прямые иностранные инвестиции — не единственная возможность для получения новых технологий, и поэтому правительства стран с переходной экономикой не должны останавливаться перед более тщательной оценкой издержек их преждевременного притока.

К серьезным ошибкам может привести также склонность рассматривать иностранные инвестиции как критерий зрелости рыночных отношений, особенно если они используются в качестве инструмента заменяющего, а не дополняющего мобилизацию внутренних ресурсов. В Мексике, например, приток краткосрочных капиталов использовался для финансирования потребления, а не инвестиций в основной капитал. Однако при отсутствии мобилизации внутренних ресурсов прямые иностранные инвестиции могут либо оказаться неустойчивыми, либо вызвать социальные и политические проблемы. Как бы то ни было, стратегия, основанная на использовании прямых иностранных инвестиций в качестве движущей силы экономического роста, еще нигде не приносила абсолютного успеха.