Инвестиции: сущность, структура и виды. Проблемы привлечения инвестиций в экономику РБ, страница 18

Требует широкого практического распространения единый комплексный пакет документов по кредитованию, залогу и страхованию, финансовому лизингу и другим вопросам инвестиционной сферы, параллельно с разработкой программ создания информационной базы инвестиционного процесса и упорядоченным представлением инвестиционного законодательства Республики Беларусь в виде единого Инвестиционного Кодекса.

Необходима разработка методических рекомендаций по подготовке отраслевых и региональных инвестиционных программ, предусматривающих конкретные проекты развития с привлечением иностранных партнеров.

Процессы сдерживания реформ и макроэкономическая нестабильность приводят к тому, что для многих иностранных инвесторов Беларусь представляет собой зону высокого риска.

Основные положения защиты интересов иностранных инвесторов по таким ключевым позициям, как обеспечение права собственности, приобретение и распоряжение недвижимостью, функционирование и взаимодействие юридических лиц различной организационно-правовой формы, порядок налогообложения и репатриации валютной выручки, до сих пор в достаточной степени не урегулированы. А предпринимаемые законодателями попытки имеют форму косметического ремонта вместо кардинального решения проблем. Однако происходящие тенденции либерализации и глобализации мировой экономики требуют единообразного подхода к регулированию торгово-экономических и других отношений между странами, и прежде всего на многосторонней основе унификации международных правовых норм. Государства решают задачи гармонизации или сближения национальных законодательств, разработки согласованных правил.

Тенденция сокращения в последнее время прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой не компенсируется официальной помощью. Характер кредитования проектов официальными учреждениями по вопросам развития во многом соответствует характеру инвестиций частных кампаний за исключением того, что официальные кредиты направляются преимущественно в развитие инфраструктуры и энергетический сектор.

Проблемы глобализации увеличивают риск инвестиций и усиливают противоречия между финансовым и промышленным капиталом, в результате чего возрастает стремление финансового капитала в кратковременные портфельные вложения с минимальным риском. Как показывает опыт, важную роль при этом играют спекулятивные факторы, способные осложнить макроэкономическое планирование и усилить неустойчивость валютных курсов и процентных ставок, подорвать конкурентоспособность экспорта и ослабить привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций. Лишь на короткое время эти факторы могут создать иллюзию экономического успеха и тем самым привести к отсрочке реформ, необходимых для стимулирования долгосрочных инвестиций и экономического роста. В России еще недавно наблюдался бум в области потребления и спекуляций недвижимостью при незначительном росте инвестиций в основной капитал. Крах иллюзий, порожденных спекулятивными факторами, не только разрушил стабильность финансовой системы, но и обернулся значительными издержками для населения и предприятий с высоким уровнем задолженности, одновременно вынудив правительство принять программу жесткой финансовой экономии, способную расшатать социальную стабильность в государстве.

Связанные со значительным притоком краткосрочного иностранного капитала опасения, в виду возможности уменьшения из-за них внутренних накоплений в стране и фактической подменой усилий по мобилизации внутренних ресурсов на приобретение портфельных инвестиций, полностью подтвердились в России после 17 августа 1998 года. С проблемами, порождаемыми спекуляциями, трудно справляться даже западным странам, не говоря уже о стране с переходной экономикой, где институциональная инфраструктура еще только формируется и не обладает необходимым запасом прочности. Поэтому Республике Беларусь, по-видимому, пока не следует форсировать полную интеграцию в международные рынки капитала до окончания переходного процесса, завершения формирования рыночных институтов и достижения устойчивых темпов роста.