Социально-экономическая сущность финансов. Роль финансов в воспроизводственном процессе. Доходы и расходы бюджета. Понятие бюджетного процесса, его участники и стадии, страница 6

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ.  Террит.финансы включают: финансы регионов и финансы муниципальных образований. Терр.финансы – это сис-ма эк-ких отнош-й по ср-вам кот перераспределяется ВВП на эк-кое и соц развитие территорий. С учетом современных тенденций регионализации соц-эк процессов, поэтому в наст.время роль и актуальность терр.финансов возрастает. Состав терр.финансов:   региональные и местные бюджеты, террит. внебюджетные фонды, финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в региональной и муницип.собственности, фин.ресурсы частных предприятий, направляемые на соц-эк развитие территорий. Назначение территориал.финансов: финансирование соц сферы, частичное финансирование производственной инфраструктуры, выравнивание ур-ней эк-кого и соц. развития территорий, финансирование деят-ти регионвльной власти и органов местного самоуправления, контроль за финансово-хозяйственной деят-тью предприятий, находящихся в ведении территориальных органов власти. В наст. время осущ-ся ряд крупномасштабных реформ, связанных с реогранизацией территориальных финансов.

ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ. Упавл-е финансами – взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное функционирование финансовой сис-мы в целом и отдельных её звеньев. Объект управл-я финансами – финансовые отнош-я на ур-не гос-ва, населения и предприятий. Субъект управления финансами – финансовые органы, совокупность кот наз-ся финансовым аппаратом. Финансовый механизм – совокупность форм организаций фин-вых отнош-й, методов формирования и использования финансовых ресурсов, методов фин.планирования, форм управления финансами и финансовой сис-мы. Структура фин.механизма(ФМ). ФМ: нормативное обеспечение; информационное обеспечение; финансовые методы(налогообложение, кредитование, страхование, самофинансирование, амортизация); фин.рычаги (налог.ставки, %ставка, страховой тариф, ставки налога на прибыль). Виды фин.механизма: а).Директивный фин.механизм(прямое управление) – ориентирован на фин.отношения, в кот гос-во явл непосредственным участником(бюджетная, налоговая сферы). Б).Регулирующий ФМ – ориентирован на фин.отношения, в кот гос-во не принимает непосредственного участия, однако в стабильном развитии которых оно заинтересовано. Элементы управл-я финансами:  финансовое планирование, оперативное управление, финансовый контроль.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ. Сис-ма органов, осущ-щая управление финансов, и их ф-ций, органы: 1.Президент РФ(субъект). 2.Федеральное собрание: 2 палаты: гос.дума и совет федерации. Ф-ции: а).Рассмотрение и утверждение финансового законодательства. Б).Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета, а также отчетов об исполнении федерал.бюджета. 3.Правительство РФ: министерство финансов, ф-ции: а).разработка и реализация гос.финансовой пол-ки. Б).Составление проекта и исполнение федерального бюджета. В).Обеспечение устойчивости гос. финансов и их активное воздействие на соц.-эк. развитие страны. Г).Разработка и реализация основных направлений бюджетно-налоговой пол-ки, а также совместно с ЦБ денежно-кредит. пол-ки. В составе министерства финансов функционируют следующие узко специализирующие службы, связанные с гос.фин. управлением. МинФин – Федеральная налоговая служба отвечает: ращработка налог.пол-ки; организация деят-ти территориальных налоговых инспекций. Территориал.налоговые инспекции выполняют: 1.контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременности уплаты взносов в бюджеты разных ур-ней. 2.Организация учета налогоплательщиков. 3.Регистрация юр.лиц и ПБОЮЛ. 4.Проведение проверок налогоплательщиков. 5.Предоставление фин.органов информации о поступивших суммах налогов. 6.Возврат излишне уплаченных налогов. В составе МинФина – Федеральное казначейство РФ - организация исполнения фед. бюджета; федеральная служба страхового надзора; фед.служба финансово-бюджетного надзора; фед.служба по финансовому мониторингу. Также отдельной ф-цией в части управления финансами осущ-ют ЦБ РФ, фед.таможенная служба, министерство эк-кого развития и торговли.

ФИН. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Фин.планы имеют все звенья фин.сис-мы. Сис-ма фин.планов, составляемых на макро ур-не: 1).Закон о федеральн. бюджете. 2).Прогноз соц-эк-кого развития территорий и отраслей нац. эк-к. 3).Перспективный фин.план. 4).Сводный фин.баланс (аккумулирует ресурсы бюджетов разных ур-ней внебюджетных фондов, а также предприятий на опр. территории в опред. время.