Социально-экономическая сущность финансов. Роль финансов в воспроизводственном процессе. Доходы и расходы бюджета. Понятие бюджетного процесса, его участники и стадии, страница 3

БЮДЖЕТ.УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТ.СИС-МА РФ.  Бюджет сис-ма – это совокупность бюджетов, действующих в стране. Структура бюжет.сис-мы опред-ся гос.устройством. Структура бюджет сис-мы РФ: 1-ый ур-нь – федеральный бюджет и гос.внебюджетные фонды. 2-ой ур-нь – бюджеты субъектов РФ(региональные),территориальные внебюджетные фонды. 3-ий ур-нь – местные бюджеты.  В РФ все бюджеты самостоятельны и своими доходами и расходами не входит в вышестоящий бюджет. Бюджет.устройство – это организация и принципы построения бюджет.сис-мы. Принципы бюджет.сис-мы РФ: 1.Принцип единства, предполагает единую для всех бюджетов правовую основу, бюджет. И налоговую пол-ку, бюджет.классификацию и документацию. 2.Разграничение доходов и расходов между бюджетами разн.ур-ней. Пинцип предполагает закрепление за кажд.ур-нем бюджета, соответствующих видов доходов и расходов. 3.Самостоятельность – предполаг.право законодательных и исполнительных органов власти разн.ур-ней осущ-ть бюджет.процесс, иметь собствен. источники доходов и самостоятельно определять направления использования ср-в. 4.Полнота отражения доходов и расходов. 5.Принцип сбалансированности – предполаг. суммарное соответствие доходов и расходов. 6.Эффективность и экономность использования бюджетных ср-в. 7.Принцип общего(совокупного) покрытия – все расходы должны покрываться доходами и поступлениями из источников финансирования и дефицита бюджета. 8.Принцип гласности предполаг обязат публикацию в открытой печати всех утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. 9.Принцип достоверности предполаг надежность показателй прогноза соц.-эк-кого развития и реалистичности расчетов доходов и расходов. 10.Адресность и целевой характер бюджет ср-в. Бюджетные ср-ва выделяются конкретным получателем на финансирование конкретных целей. Консолидированный – это статистич свод бюджетов всех ур-ней бюджет.сис-мы, характеризующий агрегированные показатели по доходам и расходам в целом по территориям России и отдельным регионам.

ОСОБЕНН.ДОХОДОВ И РАСХОДОВ. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ. В отношении региональных бюджетов действует классификация доходов на налоговые и неналоговые, также как в отношении федерал.бюджета. Но, помимо данной классификации, доходы территор.бюджетов подразделяют на собственные и регулирующие доходы. Собственные – это доходы, закрепленные на постоянной основе за соответствующий бюджет. Налоговые доходы (внутри собственных): региональные и местные налоги.Состав в налог.кодексе. Неналоговые доходы – доходы от использования собственности, находящиеся в региональном или муниципальном подчинении. Состав: доходы от плат.услуг бюджет. Организаций, штрафы и платежи унитарных предприятий. Регулирующие -  это отчисления от федеральных или региональных налогов, а также фин.помощь, поступающая из вышестоящего бюджета.Налоговые доходы: дотация – бюджет.ср-ва, предназначенные для выравнивания ур-ня минимальн.бюджетной обеспеченности (представляется ниже стоящим бюджетам безвозмездно для покрытия текущих расходов). субвенция- бюджет.ср-ва, предоставляемые бюджету др.ур-ня или юр.лицу на безвозмездном и безвозвратной основах на оссуществление опред. целевых расходов. бюджетная ссуда- это бюджет.ср-ва, передаваемые на возвратной безвозмездной или возмездной основе,в течении 1 финансового года. Субсидия - ………………………………????????????????????

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ.  Межбюдж.отн-я – это отношения между бюджетами разн.ур-ней.Бюджетный федерализм- это отнош-я по поводу распределения расходных и доходных полномочий между бюджетами разн.ур-ней. Принципы бюджет.федерализма: 1.Равенство бюджет.прав, субъектов РФ и их муниципальных образований. 2.Разограничение доходов и расходов между бюджетами разн ур-ней. 3.Единые для всех бюджетов нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов. 4.Единая методика расчетов, финансовая помощь. Особенности  и проблемы бюджетного федерализма в РФ: 1.Ассиметричная модель – высок. централизация доход.полномочий на фоне высокой децентрализации расход.полномочий. 2.Обязательства, возлагаемые на территориальные бюджеты не обеспечиваются реальными источниками финансирования. 3.В наст.время не найден оптимальный ур-нь встречных потоков, т.е. оптимальный ур-нь централизации. 4.Высоуая зависимость региональных бюджетов, отрегулирующих доходов уничтожает стимул к эффективному управлению на местах.