Социально-экономическая сущность финансов. Роль финансов в воспроизводственном процессе. Доходы и расходы бюджета. Понятие бюджетного процесса, его участники и стадии, страница 5

РФ, КАК ЗАЁМЩИК.  Гос.(возмож. муниципальный) займ – это передача в собственность РФ субъета РФ или муниципал. образования денежный ср-в,кот они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой %-ов. Классификация гос.заимствований: 1.Внутренние займы – привлекаемые внутри страны в нац.валюте. 2.Внешние займы – привлекаемые от физ. или юр. лиц, иностранных гос-в, международных, финансовых организаций в иностранной валюте. Бывают связанные (предоставл. под опред. цели – целевой хар-р) и несвязанные.  Гос. долг – совокупность обязательств, возникающих из гос. займов, принятых на себя РФ, а также предоставленных гарантий. Выделяют гос. долг РФ, гос.долг субъекта РФ  и муниципальный долг. Инструменты гос. заимствований: 1.Кредитный договор или соглашение с кредитором. 2.Выпуск гос. ценных бумаг. Внешний долг – это долг в иностранной валюте. Внутрен.долг – это долг в нацю валюте.  Гос.внеш. долг  РФ на 01.01.2004 – 115 млрд.$. Международ. Финансовые организации – кредиторы РФ: союз 76 стран – МВФ, Парижский клуб кредиторов (объединение неск.гос-в), Лондонский клуб кредиторов (объединение частн.фирм, банков).  Внутренний долг РФ на 01.01.2004 – 988 руб.  Управление гос.долгом – это совокупность мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых гос.ценных бумаг.  Задачи управления гос. долгом:  1.Своевременное и полное выполнение обязательств перед кредиторами. 2.Минимизация стоимости долга, контроль за рынком гос. ценных бумаг. Методы управления гос. долгом: 1.Рефинансирование – это выпуск новых обязательств для погашения ранее выпущенных. 2. Реструктуризация – основанное на соглашении замена одних долговых обязательств другими с другими условиями погашения и обслуживания. Формы реструктуризации: 1.Списание или отсрочка от уплаты части долга начисленных % или штрафа. 2. Конвертация в ценные бумаги с др. усл-ями погашения и обслуживания. 3.Погашение в не денежной форме (товарами, акциями, недвижимостью). 

РФ, КАК ГАРАНТ. Гос. и муниципал. гарантии – это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств в силу которого РФ–гарант дает письменное обязательство 3-их лиц. Обычно гарантии выдаются малому бизнесу, экспортно-ориентированному пр-ву (машиностроит. комплекс и т.д.), сельхоз. производителям.

РФ, КАК КРЕДИТОР. В наст.время РФ предоставляет как внутренние так и внешние ссуды. Внутренние ссуды – (в основном целевые кредиты) предоставляются след. субъектам: бюджет.учреждения, гос. и муниципальные унитарные предприятия, юр.лица, органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов. Две формы предоставления: бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.  Внешние ссуды – кредиты, предоставляемые иностранным гос-вам, юр. лицам и международным организациям. На 01.01.2004 внешняя задолженность иностранных гос-в перед РФ составила 97 млрд. $, при этом > часть задолженности составляют долги перед бывшим СССР.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ. Внебюдж. фонд – это форма образования и использования фонда денеж ср-в, образуемого вне рамках бюджета и предназначенного для финансирования строго целевых расходов, появление внебюджет. фондов обусловлено необходимостью выделения чрезвычайно важных для об-ва задач и обеспечение их стабильными источниками финансирования. В наст.время известны след. виды: социальные и эк-кие. В сер. 90-х гг. РФ функционирует как эк-кие так и соц. внебюджетные фонды  (фонд развития таможенной сис-мы, фонд занятости населения). В наст.время функционирует лишь 3 гос-ных внебюдж.фондов(социальные): пенсионный фонд РФ, фонд соц. страхования РФ и фед.фонд обязат.медицинского страхования, территориальные фонды обязате.мед.страхования. Осн.фин. источник для вышеуказанных фондов – ЕСН. Его распределяют между фондами. Бюджетные ассигнования – 2-ой источник: из фед.бюджета – это ср-ва на выплату пенсий военнослужащим, работникам органов внутр.дел. Территориальные бюджеты – ср-ва на мед.обеспечение не работающего населения. Для пенсионнго фонда РФ возможны поступления от физ.лиц. Особенности использования ср-в внебюдж.фондов: 1.Пенсионный фонд – выплата пенсий. 2.Фонд соц страхования РФ –выплат след пособий: пособия по беременности и родам, пособие по времен.нетрудоспособности(больнич.лист), пособие на погребение, пособие по уходу за ребенком. 3.Фонд обязат.мед страхования и территориальный фонд мед.страх- осн цель использования ср-в: фин.обеспечние целей здравоохранения.