Конспектирование статьи А.А.Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание». Конспектирование статьи А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания»

Страницы работы

Содержание работы

Конспектирование статьи А.А. Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание».

Произвольное запоминание.

Общая характеристика произвольного и непроизвольного запоминания.

Всякая деятельность людей характеризуется прежде всего направленностью. Она не только дает какой- либо результат, но и всегда на что-то нацелена, что может не совпадать с фактическим результатом деятельности. Изучение зависимости  запоминания от направленности деятельности является частью более общей проблемы влияния деятельности на запоминание.

Направленность деятельности бывает представлена, как сознательное намерение решить ту или иную задачу. Наличие этого намерения характеризует собой всякую сознательную деятельность человека. Последняя всегда есть осуществление какой-либо сознательно поставленной цели.

Определяясь сознательно поставленной целью, сознательным намерением осуществить эту цель деятельность человека в своей направленности обуславливается не только сознательным намерением. Здесь существенную роль играют  и неосознаваемые источники направленности- установки . Цели , которые ставит перед собой человек, и  неосознаваемая им направленность его действий имеет основой своей реальный условия, в которых живет человек. Деятельность человека общественно -исторически обусловлена.

Направленность деятельности людей многообразна. Как же влияет на запоминание такой вид направленности, как учебная деятельность человека? Имеется ввиду направленность на то, чтобы запомнить материал, который должен быть усвоен т.е. мнемическая направленность или направленность на запоминание.

Когда непосредственным источником мнемической направленности является сознательное намерение запомнить – такое запоминание является произвольным.

Непроизвольное запоминание –когда мнемическая задача не ставится, а  деятельность, ведущая к запоминанию направлена на достижение каких-либо иных  целей.  Когда мы решаем математическую задачу мы не ставим перед собой целью запомнить числа, а ставим цель решить задачу, но мы запоминаем числовые данные хоть ненадолго.

Между произвольным и непроизвольным запоминанием существует ряд промежуточных форм. Одна из них- запоминание осуществляется не в силу сознательного намерения запомнить, не под влиянием мнемической задачи , а благодаря наличию мнемической установки. Такое запоминание не является произвольным.( произвольное должно быть намеренным), но характеризуется более или менее выраженной мнемической направленностью, что не имеет места при непроизвольном запоминании.

Мнемическая направленность ярко выражена при произвольном запоминании .Наличие мнемической направленности имеет значение для продуктивного запоминания. Произвольное запоминание эффективнее непроизвольного.

Это экспериментально было доказано( например, Радоссавлевичем 1907, Поппельрейтер 1912 г, Вольгемутом 1915 г , Мазо 1929 г .).

Хорошо известно, что проводя эксперименты  по исследованию памяти экспериментаторы плохо запоминают тот материал, который читают испытуемым. По окончании опытов экспериментаторы плохо воспроизводят тот материал, который предлагается ими для заучивания испытуемым.

Виды мнемической направленности и их влияние на запоминание.

Первое содержание направленности0 требования, которым должно удовлетворять запоминание т.е что именно должно быть достигнуто в процессе запоминания. Всякая мнемическая деятельность направлена на ту или иную полноту запоминания. В одних случаях стоит задача запомнить все содержание (сплошное запоминание), в других- часть (выборочное).

Точность запоминания может относится к  содержанию того, что запоминалось, в других случаях – к форме его выражения( установка запомнить наизусть или запоминание максимально своими словами).

Последовательность запоминания - в одних случаях запомнить материал в той последовательности, в какой он дан; в других случаях обратная последовательность- изменить последовательность материала- сделать его более логичным, удобным для запоминания.

Направленность на прочность запоминания- в одних случаях ставим задачу запомнить материал надолго, в других- на короткий срок. Долговременная и кратковременная память.

Особый вид мнемической направленности- своевременность воспроизведения  т.е воспроизведение в определенной ситуации( при встрече с определенным человеком, при приходе в определенное место).

Источники различных видов направленности.

Сюда относятся цели, которые ставятся перед запоминанием т.е для чего именно предназначается то, что мы запоминаем.

Виды деятельности, при выполнении которой мы используем заученный материал разнообразны: учащейся школы, который готовит уроки, актер, разучивающий роль, телефонистка, работающая на коммутаторе и запоминающая номер телефона, который ей надо включить. Цели запоминания  каждого из них неодинаковы и это определяет различие в содержании мнемической направленности и качество запоминания на то , что в итоге должно быть достигнуто.

Важное условие мнемической направленности- требования, предъявляемые запоминающему другими людьми или им самим. Ученик, готовя уроки, ориентируется на те требования, которые предъявляет школа. учитель. Школьник должен понимать не только что, но и как, в какой мере надо выучить заданное в школе. Школа требует полного, точного, прочного и последовательного запоминания. Это требование преломляется у некоторых школьников , в особенности младших классов –как сплошное заучивание. Такая ложная направленность становится у школьников привычкой, что тормозит обучение, особенно в старших классах, где дается большой объем знаний. Требующий выборочного запоминания.

Похожие материалы

Информация о работе