Конспектирование статьи А.А.Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание». Конспектирование статьи А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания», страница 8

Рассматривая результаты второй и третьей серии опытов  (слова запоминаемые с помощью картинок и без них)  отношение в  котором находятся между собой  эти величины  не постоянно , изменяется в определенной закономерности .   ( см. рисунок)

У младших дошкольников  третья серия характеризуется величиной ( а), немного превышающей соответствующую величину второй серии. Однако, вместе с дальнейшим быстрым запоминанием , опирающимся на внешние знаки , запоминание без карточек развивается более медленно и различие в этих показателях энергично возрастает (б, в). Начиная от этой группы (в) дети 7-12 лет показатели обеих серий начинают приближаться друг к другу.

Начиная с  дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств превышает темп запоминания без карточек. А с со школьного возраста повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее , чем дальнейшее возрастание опосредованного. Проанализировав кривую можно сделать вывод: на ранних ступенях развития запоминания введение в эксперимент второго ряда стимулов-знаков , которые вступая в операцию  в качестве средств запоминания , превратить эту операцию в опосредованную  почти не увеличивают ее эффективности.

На следующей ступени развития запоминания ( дети младшего школьного возраста)  характеризуется энергичным увеличением показателей внешне опосредованного запоминания. Введение второго ряда стимулов  является обстоятельством решающим.  Именно с этого момента темп их возрастания по обеим основным сериям   резко изменяется: увеличение показателей внешне опосредованного запоминания происходит более медленно  и как бы продолжает темп развития запоминания без помощи внешних средств-знаков.

Таким образом, динамика этих двух линий развития может быть отражена в форме параллелограмма, одна пара противоположных углов которого образуется сближением показателей  в их верхнем и нажнем пределах, а два других угла  соответствуют моменту наибольшего расхождения.  Эту закономерность будем называть « параллелограмм развития».

У дошкольников  процесс запоминания остается натуральным, непосредственным. Они не способны употреблять тот внешний ряд стимулов, который предлагается им в форме карточек. Только испытуемые старшего возраста постепенно овладевают соответствующими приемами поведения, их запоминание с помощью картинок  увеличивает свою эффективность.  Несколько возрастает и их запоминание  без внешней поддержки, которая оказывается способной превращаться в запоминание опосредованное.

Если у дошкольников запоминание по обеим основным сериям  остается одинаково непосредственным, то у студентов  тоже непосредственное, но с той лишь разницей, что  одна из серий удерживается ими  с помощью внутренних знаков, а другая с помощью внешних.

Развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов- знаков.

Психологическое развитие человечества  протекает под влияние социальной среды. Взаимодействуя с социальной средой , человек перестраивает свое поведение , овладевая с помощью специальных стимулов  поведение других людей.  Память современного  человека  вовсе не представляет собой  чисто биологического свойства , но является    чрезвычайно  сложным продуктом исторического развития .

Принцип «параллелограмма»  развития запоминания представляет собой  выражение закона, что развитие высших форм памяти идет по линии превращения  внешне опосредованного запоминания в запоминание внутренне опосредованное.  Этот процесс связан с  глубочайшими изменениями    во всей системе  высшего поведения человека.  Это процесс социализации поведения человека.