Конспектирование статьи А.А.Смирнова «Произвольное и непроизвольное запоминание». Конспектирование статьи А.Н.Леонтьева «Развитие высших форм запоминания», страница 4

Важнейшим условием , определившим собой запоминание в проведенных опытах , явилось основное русло деятельности испытуемых, основная линия их направленности  и те мотивы, которыми они руководствовались  в своей деятельности.

Конспектирование статьи П.И. Зинченко « Непроизвольное запоминание и деятельность».

В зарубежной психологии непроизвольное запоминание понималось, как случайное запечатление объектов, которые входили в пределы внимания, когда оно было направленно на какие-то другие объекты. В нашей психологии основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности. Необходимо экспериментально доказать зависимость непроизвольного запоминания  от деятельности человека.

Для этого необходимо организовать опыт так, чтобы один и тот же материал был в одном случае объектом, на который направлена деятельность, а в другом –непосредственно не включенным в деятельность, но находящимся в поле восприятия испытуемого.

Материалом послужили 15 карточек, 12 из них были расклассифицированы по группам,  1. примус, чайник, кастрюля, 2. барабан, мяч, медвежонок, 3.яблоко, груша, малина, 4. лошадь, собака, петух,   а 3 карточки: ботинки, ружье, жук. На каждой карточке е правом верхнем углу написана цифра 1, 7, 10, 11, 16, 19, 23, 28, 34, 35, 39. 40, 42, 47, 50.  

В первом опыте с дошкольниками в форме игры: экспериментатор отделял на столе пространство для кухни, детской. сада, двора и прелагалось разложить карточки к подходящим местам, лишние оставить около себя.

Ученикам и взрослым разложить карточки по группам, а лишние отложить отдельно.

После этого карточки убирались и испытуемым предлагалось припомнить изображения и числа на карточках. Дошкольники воспроизводили только названия предметов.

В этом опыте испытуемые осуществляли познавательную деятельность, а не запоминание. Они действовали с предметами, изображенными на карточках, числа не входили в содержание задания , но они находились в поле зрения испытуемых, действовали на их органы чувств.

В опыте предметы должны были запомниться, а числа нет.

Во втором опыте другим испытуемым давались 15 карточек. Давался картонный щит, на котором были наклеены 15 квадратов, по размеру равных карточкам. 12 квадратов образовывали раму, а 3 были расположены в столбик. До начала опыта карточки раскладывались так, чтобы наклеенные на них числа не создавали никакого определенного порядка. Во время инструкции к опыту карточки закрывались, испытуемые должны были разложить карточки в возрастающем порядке, ориентируясь на цифры, выложить из них рамку и столбик. Испытуемым говорилось, что будет проверятся их умение внимательно работать. Ошибки в работе будут фиксироваться, испытуемым предлагалось сложить 3 последние числа, расположенные в столбик, сравнить с названной экспериментатором до начала опыта.

У дошкольников вместо числа наклеен специальный значок . 15 значков были составлены из сочетания 3 форм ( крестик, кружок, полочка), и 5 различных цветов (красный, синий, черный, зеленый, желтый)..

Таким образом и во втором опыте испытуемые осуществляли познавательную, а не мнемическую деятельность. Однако картинки и числа выступали на противоположных ролях. В первом опыте предметом деятельности были картинки, а числа объектом пассивного восприятия. Во втором наоборот.  Поэтому мы вправе ожидать противоположных результатов -в первом должны запомнится картинки, втором- числа.