Ответы к междисциплинарному государственному экзамену по психологии (Память: классификация видов и процесcов памяти, связь с деятельностью. Основные положения психологической теории учебной деятельности)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

О.П.1 ПАМЯТЬ: КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ПРОЦЕСCОВ ПАМЯТИ, СВЯЗЬ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Благодаря п. мы получаем эталоны для сравнения образа видимого и имеемого в образе памяти. Это универсальный психический процесс т.к. обеспечивает единство Я человека, личности во времени. П. включает ряд процессов: это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение. В ходе своей жизни и деятельности, переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели и задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлевается. Однако потребности человека не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминаем. По мере усложнения челов. дея-ти и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на слаженную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой спец.цель или з-чу запоминания. Мотивы определяют запоминание. Виды памяти: по предметному содержанию (двигательная, в бихевиоризме -  память в движении, эмоциональная –аффективная, удерживает эмоциональные впечатления (психоанализ), образная - образы разной модальности (зрение, слух т.д); словестно-логическая память на мысли что бы передать адекватно мысли собственно человеческий вид памяти Жане назвал ее память рассказ. 2.Функционая класиф. Видов памяти  в зависимости от роли деятельности человека, В зав-ти от функцион. назначения в дея-ти мы можем говорить о постоянной и оперативной памяти. Пост.память- общий запас информации, знаний человека- необходима для обслуживания разл.видов дея-ти. Оперативная- обслуживает конкретную(текущую) дея-ть и отдельные действия, входящие в эту конкретную дея-ть и даже виды операций. (напр. перемножаем в уме говорим себе 2 пишем два в уме не в уме, а в оперативной памяти оперативная память сразу очищается), Опер. память зависит от состояния человека или включенности в разные виды дея-ти. В классификации памяти встречаются специфические критерии - это временной критерий (по времени сохранения следов памяти: Мгновенная( иконическая) несколько секунд, Кратковременная (20 сек) , Долговременная (долговремя)

Основой является время удержания следов памяти Оперативная и постоянная память не подчиняются этому временному критерию Постоянная память – это долговременная память. Но долговременная память – это не всегда постоянная. Генетический критерий памяти:

-двигательная- наиболее ранний вид памяти (есть у животных) связана с образованием и закрепление навыков. Относится речевые навыки, которые мы не понимаем заучиваем. Не осмысливаемый материал- на уровне двигательной памяти.

-эмоциональная (аффективная) Есть у животных тоже запоминание не самого содержания событий, а эмоционального впечатления этого события аффективный след может влиять на поведение.

-образная  Не представление и единицы- является целостный образ (н-р эдетическая память как буквально  образ объекта), точная память удерживает события во всех деталях характерно для маленьких детей.

Либо эдетический образ есть либо его нет у взрослых встречается как феномен.

-словестно-логическая память Специфический человеческий вид памяти, высший человеческий вид памяти наиболее эффективный. Можем назвать высшей псих.функцией. Использует, знаки, средства. Она опосредована знаками.

В.П. 7 ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Детская психология- это отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка (или наука о психическом развитии ребенка), это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому.  Детская психология является частью  возрастной психологии.Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка», в которой он описывает развитие собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, воли, рассудка и языка. В. Прейер считается основателем детской психологии.Предметом детской возрастной психологии являются:1. раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; 2. установление возрастных периодов развития, причин перехода от одного периода к другому и внутреннего механизма этого процесса; 3. изучение содержания развития в каждом психологическом возрасте.Основная, теоретическая задача  заключается в раскрытии специфических

Похожие материалы

Информация о работе