Многоуровневый синтез и реализация плана (Глава учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 5

Все они зависят от цен на продукцию, поскольку 1 == р или

—, где п=рр, а ЧД=?г СС, где СС рассчитывается по формуле (11.1). Поэтому способность таких показателей ориентировать производство на удовлетворение общественных потребностей и минимизацию затрат ресурсов во многом обусловлена качеством ценообразования, о чем говорилось в гл. 11.

При несогласованности натуральных показателей может возникнуть стремление отдельных руководителей повысить оценку результатов производства за счет преимущественного выпуска относительно более дорогих и более трудоемких продуктов, чтобы увеличить pZ или nZ (норматив чистой продукции зависит от доли заработной платы в цене при фиксированном уровне прибыли и материальных издержек), либо прямых попыток доказать необходимость увеличения р и п. Подобным стремлениям должны противостоять в плане как показатели выпуска продукции, так и лимиты численности работников и фонда заработной платы Сами же плановые цены и их относительные уровни должны стимулировать преимущественный выпуск наиболее нужной, высокоэффективной продукции, обновление ее ассортимента и повышение качества. В частности, предусмотрены надбавки к ценам на продукцию высшей категории качества и скидки с цены на низкокачественную и устаревшую продукцию.

Стимулирующая роль оценочных показателей состоит в том, что их выполнение обеспечивает данному хозяйственному звену нормальные условия его деятельности и образование за счет прибыли фондов развития производства1, материального поощрения и социально-культурных мероприятий в установленных нормативных размерах. Перевыполнение этих показателей позволяет еще более увеличить эти фонды за счет повышенных нормативов отчислений от сверхплановой прибыли. Соответственно при невыполнении планов указанные возможности сокращаются, что в отдельных случаях может побудить некоторых хозяйственных руководителей к занижению плановых заданий. Подобной тенденции должны противостоять стабильность экономических нормативов стимулирования, определение плановых заданий на пять лет вперед и учет их выполнения нарастающим итогом с начала пятилетки.

Премии из фонда материального поощрения, льготы и бесплатные услуги из фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства непосредственно увязывают стимулирование работников с результатами работы трудового коллектива в целом. Таким образом, система материального стимулирования реализует вторую часть единой формулы социалистического хозяйствования, обеспечивая выгодность для каждого предприятия и. работника того, что выгодно обществу. Она как бы осуществляет «перевод» народнохозяйственных плановых требований по вертикали управления на язык экономических стимулов деятельности хозяйственных звеньев и работников, направленной на реализацию плана.

12.2. Схемы моделей многоуровневого синтеза

Общий обзор. Предложен ряд схем моделей многоуровневого синтеза, отличающихся структурой, характером информационных и алгоритмических связей между уровнями. Каждая схема описывает некоторый возможный вариант процедуры синтеза с соответствующим набором плановых показателей и способом согласования плановых решений. По этим признакам можно выделить три важнейших класса структур: агрегационные, декомпозиционные и аппроксимационные1. В дальнейшем при характеристике многоуровневых схем мы будем ограничиваться описанием двух уровней и их взаимодействия, поскольку рассмотрение большего числа уровней не вносит ничего принципиально нового.

Агрегационные структуры характеризуются тем, что все параметры и показатели модели разбиваются на две группы:

укрупненные и детализированные. При заданном способе укрупнения детализированных показателей можно определить значения укрупненных. Согласованный расчет всех показателей осуществляется в итеративном процессе, но способ укрупнения может меняться на каждом шаге итерации.

Декомпозиционные структуры моделируют систему, состоящую из более или менее равноправных подсистем. «Равноправие» в данном случае проявляется как в сходстве решаемых задач, так и в сопоставимости информации, характеризующей каждую подсистему. Согласование подсистем обеспечивается еще одной (центральной) подсистемой, существенно отличающейся от всех прочих в указанном выше смысле.