Л.С.Выготский об аномалиях развития, страница 6

– наблюдается органическая астения, которая определяет их нервно психические особенности, т. е. любые травмы возвращают его назад как в интеллектуальном, так и в психологическом развитии.

Рекомендации: прохождение программы в индивидуальном порядке, с учетом индивидуальных особенностей.

V. Дети с недоразвитием познавательной деятельности. С недоразвитием речевых функций (УО). Выделяют:

– пограничную группу

– патологическую группу

Пограничная группа детей. Познавательные процессы:

– ощущение и восприятие – процесс непосредственного отражения окружающей действительности , следовательно первая ступень познания окружающего мира. Восприятие – база для формирования интеллекта. Изначально эти процессы нарушены у детей с УО. Следовательно, начало развития интеллекта отличается от нормального развития. Оно сразу специфично. Например, зрительное восприятие отличается низкой степенью объема воспринимаемых объектов. Чтобы узнать хорошо знакомый предмет ребенку требуется больше время, чем при нормальном развитии. Т.е. нормальный ребенок  видит сразу все, а олигофрен – последовательно, не объединяя части в единое целое. Например, рассматривая картинки, не видят главного героя, перспективу, света, тени. У них формируется  цвета;

плохо развиты тонкие мыслительные операции, такие как обобщение. Не могут объединять и различать предметы по существенным признакам. Например, четвертый лишний, объединить в группы). При узнавании лишнего относят предмет ? Не испытывают желания рассматривать картинки, т. е. выделив яркое, светлое пятно – переходят к следующей. Т. е. ребенок удовлетворяется общим узнаванием предмета, не умеет вглядываться, избирательно рассматривать части окружающего мира;

плохо развиты устойчивость, концентрация, произвольность внимания, не развито распределение, не умеет долго сосредотачивать внимание на отдельные объекты. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным, поэтому дети часто отвлекаются. Произвольность всех познавательных процессов вырабатывается с трудом, но легко утрачивается. При обучении вырабатывается привычка угадывать правильный ответ, а не придумывать его;

– плохо дифференцируют свойства окружающей среды. У них мир звуков един, оттенки и детали не учитывают;

– снижена адоптация, ориентация замедленна, монотонная речь, но отличается интонационным разнообразием. Проглатывают некоторые звуки, говорят нечетко.

Развитие речи

– слова, фразы появляются позже, чем у других детей, речь скудна, грамматически не правильна, мало используются примеры. Часто слова не соответствуют значению;

– несовершенен грамматический строй речи. Неправильно используют предлоги, речь не образна. Плохо развита мелкая моторика, потому трудности при написании букв. Трудно различают похожие в написании буквы, часто непонятное письмо, при написании теряют строку.

Мышление

– из-за дефектов восприятия у детей формируется скудный запас представлений;

– основной недостаток мышление – слабость обобщений (слабо усваивают понятия, правила). Очень сложным является усвоение понятий, которые встречаются в школе;

– согласно из одной ? – слабость обобщений, первичный, основной дефект у олигофренов, поэтому он не подлежит развитию.

А.С. Выготский: недоразвитие лишних форм мышления – наиболее частые осложнения, возникающие как вторичный синдром при УО, т. е. у них нарушается способность обобщать. Сначала формируется: ощущение, восприятие, мышление. Для их обучения характерна специальная дидактическая система: переход от наглядного показа к формированию наглядно-действенных образов, затем – словесно-логическое обобщение.